ВАЖНО!   График работы офисов г. Екатеринбург на 1 мая 2024 года

Основные настройки
Настройки отображения

Руководство по ремонту Hyundai Getz (Хендай Гетц) 2002+ г.в.

3.3 Коробка передач

3.3. Коробка передач

Механическая коробка  передач

Механическая коробка передач
Рис. 3.22. Механическая коробка передач


Коробка передач (сведения для установки)
Рис. 3.23. Коробка передач (сведения для установки)


Механическая пятиступенчатая коробка передач М5AF3 показана на  рис. 3.22 и 3.23.
Передаточные числа коробки передач, агрегатированной с различными двигателями, приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1
Передаточные числа механической коробки передач
Передача коробки передач
Рабочий объем двигателя, л
1,1
1,3
1,5
1,6
I
3,615
3,615
3,615
3,615
II
1,950
1,950
1,950
1,950
III
1,286
1,286
1,286
1,286
IV
0,971
1,030
0, 971
1,031
V
0,780
0,825
0,825
0,825
Задний ход
3,250
3,250
3,250
3,250
Главная передача
4,294
3,842
3,650
3,650

Для ремонта и обслуживания коробки передач необходимы следующие специальные инструменты и приспособления:
– траверса для вывешивания двигателя при снятии и установке коробки передач (номер по каталогу запасных частей и приспособлений 09200-38001);
– комплект опор траверсы для  вывешивания двигателя при снятии и установке коробки передач (номер по каталогу запасных частей и приспособлений 09200-1С000).

Данные для проверок и регулировок, мм
Осевой зазор заднего подшипника
первичного вала
0,01-0,09
Осевой зазор подшипника вторичного
вала
0,05-0,10
Предварительный натяг подшипников
дифференциала
0,15-0,20
Осевой зазор ведущей шестерни
главной передачи
0,025-0,15
Осевой зазор переднего подшипника
первичного вала
0,01-0,12

Проверка уровня и замена масла  в механической коробке передач
Проверка уровня масла
Убедитесь в отсутствии подтекания масла из коробки передач. Отверните пробку маслозаливного отверстия и проверьте уровень масла. При загрязнении масла залейте свежее масло.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Уровень масла должен находиться у нижней кромки отверстия. При снижении уровня долейте масло, пока оно не начнет вытекать, и заверните пробку.

Отверните пробку маслозаливного отверстия и пальцем проверьте уровень масла.
Замените масло в картере коробки передач, если оно заметно загрязнено или не той вязкости.
Замена масла
Установите автомобиль на ровную горизонтальную площадку, отверните пробку маслосливного отверстия и слейте масло.
Заверните пробку маслосливного отверстия с новой прокладкой моментом  30–35 Н·м.

Пробка маслоналивного отверстия коробки передач
Рис. 3.24. Пробка маслоналивного отверстия коробки передач


Залейте свежее масло через наливное отверстие (рис. 3.24) до уровня его нижней кромки.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Вместимость картера коробки передач – 2,15 л.
Рекомендуемое масло – SAE 75W-90 (API-GL-4).

Снятие и установка механической коробки передач
Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите батарею.
Снимите полку аккумуляторной батареи, отвернув пять болтов ее крепления.

Болты крепления кронштейна полки аккумуляторной батареи
Рис. 3.25. Болты крепления кронштейна полки аккумуляторной батареи


Снимите кронштейн полки аккумуляторной батареи (рис. 3.25).

Болт крепления нижней части корпуса воздушного фильтра
Рис. 3.26. Болт крепления нижней части корпуса воздушного фильтра


Снимите корпус воздушного фильтра. Сначала снимите верхнюю часть фильтра, затем нижнюю часть (рис. 3.26).
Один из трех болтов находится в нижней части верхней крышки кожуха.

Болты крепления кронштейна воздушного фильтра
Рис. 3.27. Болты крепления кронштейна воздушного фильтра


Снимите кронштейн воздушного фильтра (рис. 3.27).
Снимите выключатель света заднего хода.
Отверните болты крепления рабочего цилиндра привода сцепления.

Стопорный шплинт наконечника троса переключения передач
Рис. 3.28. Стопорный шплинт наконечника троса переключения передач


Снимите стопорный шплинт наконечника троса переключения передач (рис. 3.28).

Стопорный шплинт наконечника троса выбора передач
Рис. 3.29. Стопорный шплинт наконечника троса выбора передач


Снимите стопорный шплинт наконечника троса выбора передач (рис. 3.29).

Винт крепления стартера
Рис. 3.31. Винт крепления стартера


Стопорные шайбы оболочек тросов переключения передач и выбора передач
Рис. 3.30. Стопорные шайбы оболочек тросов переключения передач и выбора передач


Снимите стопорные шайбы оболочек тросов переключения передач и выбора передач (рис. 3.31).
Отсоедините гибкий вал привода спидометра.
Снимите переднее колесо.
Снимите стартер (рис. 3.31).

Болт крепления коробки передач к двигателю
Рис. 3.32. Болт крепления коробки передач к двигателю


Отверните верхний болт крепления коробки передач к двигателю (рис. 3.32).
Поднимите автомобиль и снимите суппорт тормозного механизма.
Отсоедините рулевую тягу от стойки подвески.
Слейте масло из картера коробки передач, отвернув пробку сливного отверстия.
Снимите датчик скорости вращения колеса и отверните болт крепления поворотного кулака.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При установке приспособления следите за тем, чтобы не повредить крюком держателя верхнюю крышку кожуха.


Отделение вала привода колеса от коробки передач
Рис. 3.33. Отделение вала привода колеса от коробки передач


Снимите вал привода колеса (рис. 3.33)  и отверните гайку ступицы колеса.
Установите траверсу (номер по каталогу запасных частей и приспособлений 09200-38001)  для вывешивания двигателя при снятии и установке коробки передач  с опорами.
Отверните болты крепления опор подвески коробки передач:

Болты крепления опор подвески коробки передач к кузову
Рис. 3.34. Болты крепления опор подвески коробки передач к кузову


а)  к кузову (левая сторона) (рис. 3.34);

Болт крепления упругой опоры коробки передач
Рис. 3.35. Болт крепления упругой опоры коробки передач


б)  болт упругой опоры (рис. 3.35).

Болт крепления заднего кронштейна подвески коробки передач
Рис. 3.36. Болт крепления заднего кронштейна подвески коробки передач


Снимите задний кронштейн подвески коробки передач, подняв автомобиль (рис. 3.36).
Снимите крышку картера сцепления.
Установите трансмиссионную стойку под коробку передач.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Без необходимости не выпрессовывайте сальники, так как при этом возможны их повреждения.

Отверните нижние болты крепления коробки передач к двигателю.
Снимите коробку передач.
Установка коробки передач проводится в порядке, обратном снятию.
Убедитесь в отсутствии подтекания масла из коробки передач.

Замена сальника дифференциала
Отсоедините вал привода колеса от коробки передач, как указано в подразделе «Привод передних колес».

Сальник дифференциала
Рис. 3.37. Сальник дифференциала


Извлеките сальник (рис. 3.37) отверткой с плоским лезвием.
Оправкой 09431-21200 запрессуйте новый сальник в гнездо картера коробки передач.
Нанесите на ровную кромку сальника трансмиссионное масло HYUNDAI  GENUINE  PARTS  MTF 75W-90 класса API GL-4.

Привод переключения передач

Тросовый привод переключения передач
Рис. 3.38. Тросовый привод переключения передач


Тросовый привод переключения передач показан на рис. 3.38.
Снятие

Рычаг переключения передач со снятой рукояткой
Рис. 3.39. Рычаг переключения передач со снятой рукояткой


Снимите рукоятку рычага переключения передач (рис. 3.39).

Снятие центральной консоли
Рис. 3.40. Снятие центральной консоли


Снимите центральную консоль (рис. 3.40).

Болты крепления тросов переключения и выбора передач к нижней части приборной панели
Рис. 3.41. Болты крепления тросов переключения и выбора передач к нижней части приборной панели


Отверните болты крепления тросов к нижней части панели приборов (рис. 3.41).
Выньте стопорный шплинт наконечника троса переключения передач (см. подраздел «Снятие и установка коробки передач»).
Выньте стопорный шплинт наконечника троса выбора передач (см. подраздел «Снятие и установка коробки передач»).
Снимите стопоры оболочки тросов переключения и выбора передач (см. подраздел «Снятие и установка коробки передач»).
Снимите корпус рычага переключения передач в сборе.
Проверка технического состояния
Проверьте следующее:
— правильность действия троса выбора передач и отсутствие его повреждений;
— правильность действия троса переключения передач и отсутствие его повреждений;
— защитные чехлы наконечников тросов на отсутствие повреждений;
— втулки на отсутствие износа, истирания, заедания, снижения подвижности и иных повреждений;
— пружины на отсутствие ослабления или повреждений.
Установка тросов привода переключения передач проводится в порядке, обратном снятию.

Рычаг переключения передач

Рычаг переключения передач
Рис. 3.42. Рычаг переключения передач: 1 – рукоятка рычага переключения передач; 2 – стержень рычага переключения передач; 3 – палец; 4 – крышка; 5 – подушка; 6 – корпус; 7 – трос переключения передач; 8 – трос выбора передач; 9 – рычаг выбора передач


Рычаг переключения передач показан на рис. 3.42.

Автоматическая коробка  передач
Техническая характеристика
Модель.....A4AF3
Тип.....четырехступенчатая, с одной передачей заднего хода
Тип гидротрансформатора.....с трехколесным направляющим аппаратом, одноступенчатый с двумя реактивными колесами
Передаточные числа коробок передач, агрегатированных с различными двигателями, приведены в табл. 3.2.

Таблица 3.2
Передаточные числа коробки передач
Передача коробки передач
Рабочий объем двигателя, л
1,3
1,5
1,6
I
2,846
2,846
2,846
II
1,581
1,581
1,581
III
1,000
1,000
1,000
IV
0,685
0,685
0,685
Задний ход
2,176
2,176
2,176
Главная передача
3,656
3,443
3,656

Применяемые специальные инструменты и приспособления:
– траверса для вывешивания двигателя при снятии и установке коробки передач (номер по каталогу запасных частей и приспособлений 09200-38001);
– комплект опор траверсы для  вывешивания двигателя при снятии и установке коробки передач (номер по каталогу запасных частей и приспособлений 09200-1С000);

        ПРИМЕЧАНИЕ
Переходник используется совместно с приспособлениями 09452-21002 и 09452-21500.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Контрольный манометр используется совместно с приспособлениями 09452-21001 и 09452-21002.

– переходник для присоединения контрольного манометра для проверки давления
масла (номер по каталогу запасных частей и приспособлений 09200-21002);
– переходник для присоединения контрольного манометра для проверки давления масла (номер по каталогу запасных частей и приспособлений 09452-21002);
– контрольный манометр  для проверки давления масла (номер по каталогу запасных частей и приспособлений 09452-21500).

Применяемые рабочие жидкости и смазочные материалы
Место применения
Наименование
Объем
Картер автоматической коробки передач
Рабочая жидкость GENUINE HYUNDAI
ATF SP-III
6,7 л
Уплотняющие кромки сальников выходных валов дифференциала
Рабочая жидкость
По мере необходимости
Поверхность скольжения втулки
Смазка для шасси SAE J310, NLGI No. 0
То же
Поверхность трения рычага селектора
Универсальная смазка SAE J310, NLGI
No.2
>

Проверка уровня масла  в автоматической коробке передач
Выполните поездку на автомобиле для прогрева масла автоматической коробки передач до нормальной рабочей температуры (80–90 °С).
Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке.
Поочередно установите рычаг селектора в положение включения всех передач для заполнения маслом гидротрансформатора и гидросистемы, после чего установите рычаг селектора в положение «N» (нейтраль).
Прежде чем вынуть маслоизмерительный щуп, удалите грязь вокруг его отверстия. После этого выньте щуп и проверьте состояние масла. Коробка передач подлежит ремонту при наличии хотя бы одного из следующих признаков снижения качества масла:
– запах «горелого» масла;
– значительное потемнение цвета масла;
– заметное наличие большого количества металлических частиц в масле.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Недостаточный уровень масла может вызвать целый ряд нарушений работы коробки передач, так как в насос вместе с маслом будет поступать воздух. При попадании воздуха в масло образуются воздушные пузырьки. Вследствие этого возникают колебания давления масла, что становится причиной задержки переключения передач, пробуксовки фрикционов и тормозов.

Уровень масла должен находиться у метки «НОТ» (горячее) щупа. При снижении уровня долить масло до метки «НОТ».
Используется трансмиссионное масло GENUINE DIAMOND ATF SP-III.
Недопустимо превышение нормального уровня масла. При заливке в картер коробки передач чрезмерного количества масла оно вспенивается зубчатыми передачами, что приводит к таким же нарушениям работы, как и при недостаточном уровне масла, а также к быстрому ухудшению свойств масла. В обоих случаях образование воздушных пузырьков вызывает перегрев и преждевременное окисление масла, в результате чего нарушается нормальная работа клапанов, фрикционов и сервоприводов. Кроме того, вспенивание вызывает выброс масла через вентиляционное отверстие коробки передач, что при осмотре коробки может восприниматься как утечка масла.

Масляный щуп автоматической коробки передач
Рис. 3.43. Масляный щуп автоматической коробки передач


Пределы нормального уровня масла при измерении по масляному щупу
Рис. 3.44. Пределы нормального уровня масла при измерении по масляному щупу


Внимательно проверьте состояние масла на щупу (рис. 3.43 и 3.44).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Во время данной проверки впереди и сзади автомобиля не должны находиться люди.

Проверка блокировки  гидротрансформатора

        ПРИМЕЧАНИЕ
Масло должно быть прогрето до нормальной рабочей  температуры  (80–90 °С). Температура охлаждающей жидкости также должна быть нормальной рабочей (около 80–90 °С).

При проверке блокировки гидротрансформатора определяются максимальные обороты двигателя при полной нагрузке и положениях «D» и «R» рычага селектора. При этом проверяется работоспособность муфты свободного хода статора гидротрансформатора и удерживающая способность фрикционов коробки передач и тормоза понижающей передачи и заднего хода.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Нажимайте на педаль до упора только в течение такого времени, которое необходимо для получения максимальных показаний тахометра, и ни в коем случае не удерживайте педаль в нажатом положении более 5 с.  При необходимости повторения проверки блокировки гидротрансформатора предварительно дайте двигателю поработать 2 мин при частоте вращения  коленчатого вала около  1000 мин-1; рычаг селектора должен быть в нейтральном положении, чтобы снизить температуру масла.

Проверьте уровень масла в картере коробки передач.
Подложите колодки под задние колеса.
Подключите контрольный тахометр.
Полностью затяните рычаг привода стояночного тормоза и до упора нажмите педаль тормоза.
Пустите двигатель.
При нахождении рычага селектора в положении «D» до упора нажмите на педаль акселератора до получения максимального показания тахометра.
Частота вращения коленчатого вала в момент блокировки гидротрансформатора – 2200–2800 мин-1.
Установите рычаг селектора в положение «R» и повторите проверку блокировки гидротрансформатора, как указано выше.
Возможные результаты проверки.
1. Частота вращения коленчатого вала при блокировке гидротрансформатора выше нормы при нахождении рычага селектора в положении «D».
Если частота вращения двигателя, при которой происходит блокировка гидротрансформатора, выше нормы, то причиной этого является пробуксовка заднего фрикциона или муфты свободного хода коробки передач. В этом случае проверьте гидравлическую систему, чтобы установить причину пробуксовки.
2. Частота вращения коленчатого вала при блокировке гидротрансформатора выше нормы при нахождении рычага селектора в положении «R».
Если частота вращения двигателя, при которой происходит блокировка гидротрансформатора, выше нормы, то причиной этого является пробуксовка переднего фрикциона или тормоза повышающей передачи и заднего хода коробки передач. В этом случае проверьте гидравлическую систему, чтобы установить причину пробуксовки.
3. Частота вращения коленчатого вала при блокировке гидротрансформатора ниже нормы при нахождении рычага селектора в положении «D» или «R».
Если частота вращения двигателя, при которой происходит блокировка гидротрансформатора, ниже нормы, то причиной этого является недостаток мощности, развиваемой двигателем, или неисправность гидротрансформатора. Проверьте двигатель на наличие пропусков воспламенения смеси, нарушение установки опережения зажигания, правильность регулировки зазоров в механизме привода клапанов. Если двигатель исправен, то неисправен гидротрансформатор.

Проверка работы привода  переключения
Проверка действия рычага селектора
Переводя рычаг селектора во все положения, проверьте плавность его хода и четкость переключения. Проверьте правильность работы указателя положения рычага селектора.
Убедитесь, что рычаг селектора устанавливается во все положения.
Пустите двигатель и убедитесь, что автомобиль начинает движение передним ходом при переводе рычага селектора из положения «N» в положение «D» и движение задним ходом при установке рычага в положение «R».
При нарушении работы рычага селектора отрегулируйте тросовый привод управления и втулку рычага селектора.
Проверьте подвижные части рычага селектора на наличие износа.

        ПРИМЕЧАНИЕ
При регулировке положения корпуса переключателя проследите за тем, чтобы из корпуса не выпало уплотнительное кольцо. Болт крепления затягивайте, не прилагая чрезмерного усилия.

Регулировка переключателя селектора
Установите рычаг селектора в положение «N» (нейтраль).

Рычаг привода селектора
Рис. 3.45. Рычаг привода селектора


Отсоедините трос от рычага привода акселератора (рис. 3.45), ослабив затяжку стопорной гайки.
Установите рычаг привода селектора в положение «N» (нейтраль).

Регулировка переключателя селектора
Рис. 3.46. Регулировка переключателя селектора: 1, 3 – рычаг привода селектора; 2 – переключатель селектора; 4 – болты крепления переключателя селектора


Поворотом корпуса переключателя селектора совместите конец рычага привода селектора шириной 12 мм с частью фланца корпуса переключателя шириной 12 мм (рис. 3.46).
Затяните болты крепления (два болта) моментом 10–12 Н·м.
Убедитесь, что рычаг селектора находится в положении «N» (нейтраль).
Вращением гайки с буртиком выберите слабину троса управления и убедитесь в плавности перемещения рычага селектора.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Перед сборкой нанесите герметик DC780 или аналогичный на среднюю часть резьбы регулировочного винта.

Во время пробной поездки убедитесь в правильности и четкости переключения передач.
Регулировка выключателя  режима Kick-down
Тщательно удалите грязь вокруг регулировочного винта выключателя режима Kick-down.
Ослабьте контргайку винта.
Дважды отверните и затяните регулировочный винт моментом 5 Н·м.
Затяните регулировочный винт моментом 5 Н·м, затем отверните его примерно на 1/3 оборота.
Затяните контргайку винта моментом 15–22 Н·м.
Регулировка давления в магистрали

Пробка маслосливного отверстия картера коробки передач
Рис. 3.47. Пробка маслосливного отверстия картера коробки передач


Слейте масло из картера коробки передач. Пробка маслосливного отверстия картера коробки передач показана на рис. 3.47.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Изменение давления на один оборот регулировочного винта составляет 0,39 кгс/см2.

Болты крепления маслянного поддона коробки передач
 

Время генерации: 0.4625 сек.