Руководство по ремонту Mercedes-Benz W203 (Мерседес Бенц 203) 2000-2007 г.в.
6.4.3 Системы снижения токсичности выпуска - общая информация
Системы снижения токсичности выпуска - общая информация
Схема расположения компонентов систем снижения токсичности. Модели С240 и С320 1 — Клапан управления продувкой адсорбера
2 — Клапан отсечки угольного адсорбера 3 — Угольный адсорбер |
4 — Датчик давления в топливном баке
5 — Топливный насос |
Схема соединения вакуумных линий (модели с двигателем 111, оборудованным воздушным компрессором)
1 — Исполнительное устройство заслонки рециркуляции
2 — Компрессор подаваемого воздуха 3 — Промежуточный охладитель (Intercooler) 4 — Контрольный клапан подмешивания вторичного воздуха 5 — Клапан-переключатель воздушного насоса 6 — Вакуумный контрольный клапан 7 — Клапан отсечки вторичного воздуха 8 — Датчик давления |
9 — Контрольный клапан (угольный адсорбер)
10 — Клапан управления продувкой угольного адсорбера 11 — Клапан отсечки угольного адсорбера 12 — Угольный адсорбер 13 — Вентиляционный клапан 14 — Клапан сброса давления (ORVR) 15 — Топливный бак 16 — Заливная горловина топливного бака с разъёмом системы улавливания топливных испарений |
Схема соединения вакуумных линий (модели с двигателем V6)
1 — Трансдюсер давления клапана EGR
2 — Клапан EGR 3 — Вакуумный контрольный клапан 4 — Клапан-переключатель геометрии впускного трубопровода 5 — Блок переключения впускного трубопровода 6 — Клапан отсечки вторичного воздуха со встроенным контрольным клапаном 7 — Электрический воздушный насос |
9 — Датчик давления
10 — К прочим потребителям разрежения 12 — Заливная горловина топливного бака с разъёмом системы улавливания топливных испарений 13 — Клапан отсечки угольного адсорбера 14 — Угольный адсорбер 15 — Топливный бак |
Бензиновые модели
В системах питания всех бензиновых моделей должен использоваться только неэтилированный бензин. Система управления двигателем функционирует таким образом, чтобы получить максимальную отдачу от двигателя при минимальном расходе топлива и токсичности отработавших газов. Система улавливания паров топлива предотвращает попадание их из топливного бака в атмосферу. Установлена система рециркуляции отработавших газов.
Система вентиляции картера
Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью герметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр попадают во впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.
Газы удаляются из картера за счёт разницы давления в картере и впускном трубопроводе (давление в картере выше).
Каталитический преобразователь
Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу на всех бензиновых моделях в систему выпуска встроен трёхфункциональный каталитический преобразователь. Система управления впрыском топлива имеет обратную связь, в которую включён датчик кислорода. Этот датчик, установленный в системе выпуска, постоянно информирует блок управления о составе отработавших газов. В зависимости от полученных данных, блок управления корректирует качество смеси, подаваемой в камеры сгорания и, таким образом, оптимизирует сгорание топлива.
В лямбда-зонд встроен нагревательный элемент, включаемый блоком управления через специальное реле. Рабочая поверхность лямбда-зонда чувствительна к изменению содержания кислорода в газах. В зависимости от концентрации кислорода, датчик посылает сигналы разного напряжения. Если смесь переобогащена - содержание кислорода в отработавших газах очень низкое, датчик подаёт сигналы с низким напряжением. Напряжение увеличивается по мере обеднения смеси и увеличения содержания кислорода в газах. Наиболее эффективно преобразователь работает при оптимальном составе горючей смеси (14.7 частей воздуха на 1 часть топлива). При оптимальной концентрации кислорода в отработавших газах происходит скачок в напряжении на датчике. Этот скачок является точкой отсчёта для блока управления при корректировке качества смеси.
Установлено по два датчика. Один - перед, а второй — после преобразователя. Этим достигается более точное отслеживание состава отработавших газов.
Система рециркуляции отработавших газов
Система рециркуляции отработавших газов позволяет снизить количество NOx в отработавших газах. Для этого небольшая часть отработавших газов подается во впускной трубопровод через специальный клапан. Клапан системы рециркуляции управляется блоком управления.
Система улавливания паров топлива
Для снижения выброса в атмосферу несгоревших углеводородов на все бензиновые модели устанавливается система улавливания топлива. Заправочная горловина топливного бака герметично закрывается крышкой, под топливным баком установлен угольный адсорбер. В нём собираются пары топлива, образующиеся в баке во время стоянки автомобиля, и хранятся там до тех пор, пока по сигналу блока управления не начнется продувка фильтра. Тогда пары топлива начинают подаваться через клапан(ы) продувки во впускной трубопровод, там они смешиваются с рабочей смесью и далее сгорают обычным образом в камерах сгорания.
Для обеспечения нормальной работы двигателя на холостых оборотах и во время прогрева блок управления держит клапан закрытым. Таким образом предотвращается попадание несгоревшего топлива в преобразователь (при повышенных оборотах холостого хода смесь переобогащена). После прогрева двигателя клапан начинает открываться и закрываться, подавая пары топлива во впускной тракт.
Дизельные модели
Система управления двигателем функционирует таким образом, чтобы получить максимальную отдачу от двигателя при минимальных расходе топлива и токсичности отработавших газов. Для дополнительного снижения токсичности газов на автомобиль установлены несколько дополнительных систем. Система вентиляции картера снижает утечки газов в атмосферу из системы смазки двигателя. Каталитический преобразователь снижает токсичность отработавших газов. Установлена система рециркуляции отработавших газов.
Система управляемой вентиляции картера
Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью герметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр попадают во впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.
Газы удаляются из картера за счёт разницы давления в картере и впускном трубопроводе (давление в картере выше). На все дизельные модели установлен клапан вентиляции. Он находится на крышке головки блока и управляет потоком газов из картера.
Система рециркуляции отработавших газов
На все дизельные модели также установлена система рециркуляции отработавших газов. Эта система позволяет снизить количество NOx в отработавших газах. Для этого небольшая часть отработавших газов подается во впускной трубопровод через специальный клапан. Клапан системы рециркуляции контролируется блоком управления.