Руководство по ремонту Mitsubishi Galant (Митсубиси Галант) 1990-2001 г.в.
8.5 Система бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей
Система бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей
Сведения о диагностических приборах![]() |
Проверка исправности функционирования компонентов систем впрыска и снижения токсичности отработавших газов производится при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра). Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой, невозможно), определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долей, в то время как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронные компоненты, такая точность приобретает особое значение. Второй, не менее важной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра, имеет достаточно высокий импеданс (внутреннее сопротивление прибора составляет порядка 10 миллионов Ом). Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший паразитный ток будет проходить через собственно прибор. Данный фактор не является существенным при измерении относительно высоких значений напряжения (9 ÷ 12 В), однако становится определяющим при диагностике выдающих низковольтные сигналы элементов, таких, как, например, кислородный датчик, где речь идет об измерении долей вольта. |
![]() |
Наиболее удобными приборами для диагностики систем управления двигателем современных моделей автомобилей являются ручные считыватели сканерного типа. Сканеры первого поколения служат для считывания кодов неисправностей систем OBD-I. Перед применением считыватель следует проверить на соответствие модели и году выпуска проверяемого автомобиля. Некоторые сканеры являются многофункциональными, за счет возможности смены картриджа в зависимости от модели диагностируемого автомобиля (Ford, GM, Chrysler и т.п.), другие привязаны к требованиям региональных властей и предназначены для использования в определенных районах мира (Европа, Азия, США и т.д.), подробнее см. ниже. |
С введением в производство отвечающей требованиям последних законодательств по охране окружающей среды системы бортовой диагностики второго поколения (OBD-II) начали выпускаться считыватели специальной конструкции. Некоторые производители наладили выпуск сканеров, предназначенных для использования механиками-любителями в домашних условиях, - спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров.
![]() |
Несмотря на то, что считывание кодов неисправностей в системах OBD II не представляется возможным без использования специального сканера, ниже в настоящей Главе приведено описание некоторых простейших проверок отдельных компонентов системы. |
Параллельное наблюдение параметров сигналов, сопротивлений и напряжений во всех цепях управления возможно при помощи разветвителя, включенного последовательно в разъем блока управления двигателем. При этом на выключенном, работающем двигателе или во время движения автомобиля, производится измерение параметров сигналов на клеммах разветвителя, из чего делается вывод о возможных дефектах.
Для диагностики электронных систем двигателя, автоматической трансмиссии, ABS, SRS применяются специальные диагностические сканеры (Pointer) или тестеры (Retriever) с определенным картриджем (если предусмотрены), универсальным кабелем и разъемом. Кроме того, для этой цели можно применить дорогостоящий специализированный автомобильный диагностический компьютер, специально разработанный для полной диагностики большинства систем современных автомобилей (например, ADC2000 фирмы Launch HiTech, либо ESA 560, FSA, BEA фирмы BOSH), или обычный компьютер со специальным кабелем и программой броузером ОВD II.
Некоторые сканеры, помимо обычных операций диагностики, позволяют, при соединении с персональным компьютером распечатывать хранящиеся в памяти блока управления принципиальные схемы элетрооборудования (если заложены), программировать противоугонную систему, наблюдать сигналы в цепях автомобиля в реальном масштабе времени.
Бесплатную версию броузера OBD II для диагностики Вашего автомобиля, Вы можете скачать с нашего сайта : arus. spb. ru
В принципе, считывание записанных в память системы самодиагностики кодов неисправностей на некоторых автомобилях может быть произведено также по контрольной лампе отказов (MIL)/”Проверьте двигатель” на приборной доске.
Сканер только считывает занесенные память неисправности и очищает память неисправностей. К тому же сканер поддерживает только протокол ISO. Тестер дополнительно может активизировать и показывать текущие данные и поддерживает протоколы SAE и ISO.
Все картриджи для тестера могут использоваться и в сканере. При этом функции будут ограничены только считыванием и очисткой памяти.
Для диагностики могут быть применены, например, приборы фирмы ToolRama Inc. (3500 NW Boca Raton Blvd., Boca Raton, Florida, 33431, USA 1 877 866 5726 - 561 750 4511 - 561 338 8447 FAX):
· Тестер R000 или сканер P000
с картриджами Т044 или Т054,
· Универсальный кабель N000, Разъем N04А;
· Мультиплексор N002А.
С приборами предлагаемыми фирмой “BOSСH”, Вы можете познакомиться на сайте: www.bosсh.de.
Для большинства автомобилей выпуска с 1996 г. поддерживающих протокол SAE/ISO 9141 OBD II может быть использован картридж OBD II выполняющий следующие функции:
· Считывание и удаление кодов неисправностей OBD II. Отражение результатов испытаний датчика кислорода.
· Непрерывный контроль систем зажигания, впрыска и компонентов.
· Отражение списка текущих данных и зафиксированных неустойчивых отказов:
a) Абсолютное давление во впускном трубопроводе;
b) Напряжение датчика кислорода;
c) Температура охлаждающей жидкости двигателя;
d) Расчетная нагрузка двигателя;
e) Скорость автомобиля;
f) Качество топлива;
g) Расход воздуха (по массе);
h) Опережение зажигания;
i) Положение дроссельной заслонки;
j) Температура всасываемого воздуха.
В дополнение к кодам неисправностей “P0 “, прибор также отражает расширенные коды “P1 “ для моделей Acura, Audi, BMW, Chrysler, Dodge, FORD, Geo, GM, Honda, Hyundai, Infinity, Kia, Lexus, Lincoln, Mercury, Mazda, Mercedes, Mitsubishi, Nissan, Porsche, Saturn, Seat, Skoda, Subaru, Suzuki, Toyota, Volvo, VW.
Особенности специализированного автомобильного диагностического прибора ADC2000:
· Встроенный 4-канальный осциллоскоп со стандартной предустановкой для 19 датчиков.
· Анализатор системы зажигания для проверки первичной и вторичных цепей (с напряжением до 100 кВ) на системах с распределителем или отдельными катушками зажигания - с контролем времени горения, пикового значения напряжения, угла опережения зажигания, тока, и оборотов.
· Двухканальный мультиметр с цифровым и графическим представлением данных по напряжению (150В), частоте (1100 кГц), току (150А).
· Встроенный сканер для основных систем на автомобилях: VAG, MB, BMW, Volvo, Toyota/Lexus, Mitsubishi, Nissan, Honda, Mazda, GM, Ford, Chrysler, Daewoo, Hyundai, Kia, Samsung, а также на автомобилях поддерживающих протокол OBD-II.
· Не требуются картриджи – обновление программ прибора Вы можете выполнить сами, скачав необходимые обновления xчерез Internet.
· Программное обеспечение для связи с персональным компьютером.
Информация об использовании этих приборов содержится в прилагаемых документах. С подробностями о приборах Вы можете познакомиться на сайтах www.programatools.com, www.bosh.de и www.lasn.com.
Для проведения диагностики рекомендуем Вам обратиться за квалифицированной помощью специалистов СТО.
Контакты диагностического разъема для используемых протоколов:
ISO 9141-2 (Chrysler, европейские и большинство азиатских моделей) Контакты
4, 5, 7, 15, 16
SAE J1850 PWM (американский Ford) Контакты 2, 4, 5, 10, 16
SAE J1850 VPW (General Motors) Контакты 2, 4, 5, 16 (без 10)
Протокол ISO 9141-2 идентифицируется наличием контакта 7 и отсутствием контактов
2 и/или 10 на диагностическом разъеме.
Протоколы SAE J1850 VPW (Variable Pulse Width Modulation) или SAE J1850 PWM
(Pulse Width Modulation) идентифицируются отсутствием контакта 7.
Все три протокола обмена данных работают через стандартный кабель OBD-II с разъемом
J1962.
№ вывода |
Назначение |
1 |
Задается производителем |
2 |
Линия Bus +, SAE J1850 |
3 |
Задается производителем |
4 |
Соединение с корпусом |
5 |
Корпус - сигнальный вывод |
6 |
Задается производителем (CAN высокий уровень, J-2284) |
7 |
Линия K, ISO 9141 |
8 |
Задается производителем |
9 |
Задается производителем |
10 |
Линия Bus –, SAE J1850 |
11 |
Задается производителем |
12 |
Задается производителем |
13 |
Задается производителем |
14 |
Задается производителем (CAN Низкий уровень, J-2284) |
15 |
Линия L, ISO 9141 |
16 |
Плюс батареи через предохранитель. Под напряжением при любом положении замка зажигания |
Схема расположения компонентов управления двигателем на моделях 1.5 л.
![]() |
|
А — Датчик-выключатель разрешения запуска (модели
с АТ) | О — Инжектор |
Схема расположения компонентов системы управления на моделях 1.6 л
![]() |
|
А — Датчик измерения воздушного потока (со встроенными
датчиками температуры и атмосферного давления) | N — Реле управления MPI |
Схема расположения компонентов системы управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов на моделях 1.8 л
![]() |
|
1 — Датчик MAF (со встроенным датчиком IAT) | 6 — TPS |
Схема расположения компонентов системы управления двигателем на моделях 2.0 л (SOHC)
![]() |
|
А — Кислородный датчик | М — Датчик-выключатель разрешения запуска двигателя
(АТ) |
Схема расположения компонентов системы управления двигателем на моделях 2.0 л (DOHC)
![]() |
|
А — Подогреваемый кислородный датчик | М — Датчик температуры EGR |
Схема расположения компонентов системы управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов на моделях 2.4 л
![]() |
|
1 — Датчик CKP | 7 — Электромагнитный клапан продувки угольного
адсорбера системы EVAP |
Схема расположения компонентов системы управления двигателем на моделях 3.0 л (SOHC)
![]() |
|
А — Датчик измерения воздушного потока (по объемному
расходу) (со встроенными датчиками IAT и атмосферного давления) | М — Датчик-выключатель давления ГУР |
Схема расположения компонентов системы управления двигателем на моделях 3.0 л (DOHC)
![]() |
|
А — Датчик измерения воздушного потока (по объемному
расходу) (со встроенными датчиками IAT и атмосферного давления) | О — Датчик ECT |
Схема расположения компонентов системы управления двигателем на моделях 3.5 л
![]() |
|
А — Датчик-выключатель давления ГУР | N — Инжектор |
Схема расположения компонентов системы управления двигателем на моделях Galant 1999-2000 г. 3.0 л (SOHC)
![]() |
|
А — Датчик CKP | N — Подогреваемый кислородный датчик левого ряда
цилиндров (передний) (калифорнийские модели) |
Общая информация и меры предосторожности
Электронные системы впрыска и снижения токсичности отработавших газов в процессе своего функционирования при эксплуатации автомобиля взаимодействуют с различными другими системами, отвечающими за эффективность отдачи двигателя. Все перечисленные системы включают в свой состав набор информационных датчиков и электронный модуль управления (ЕСМ/PCM).
Подобного рода системы можно по своей структуре сравнить с центральной нервной системой человеческого организма, где роль мозга играет электронный модуль управления, а в качестве нервных окончаний выступают информационные датчики. Датчики посылают сигналы на PCM, который анализирует поступающую информацию и вырабатывает ответные команды на корректировку соответствующих рабочих параметров.
Рассмотрим специфический пример, позволяющий яснее представить себе принцип функционирования системы: вмонтированный в систему выпуска кислородный датчик непрерывно отслеживает уровень содержания О2 в потоке отработавших газов двигателя. Если процентное содержание кислорода заметно отклоняется от некоторого введенного в память системы контрольного значения, PCM немедленно получает соответствующую информацию и на основании ее анализа вырабатывает соответствующую команду на корректировку продолжительности открывания инжекторов впрыска топлива, осуществляя тем самым регулировку состава воздушно-топливной смеси. Продолжительность описанного процедурного цикла составляет доли секунды, что обеспечивает высокую реактивность функционирования системы. В результате, эффективность отдачи двигателя постоянно поддерживается на максимально возможном уровне.
Во избежание выхода из строя электронного модуля управления (ECM/PCM), прежде чем отсоединять от него электропроводку в обязательном порядке выключите зажигание и отсоедините отрицательный провод от батареи.
![]() |
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие! |
Для облегчения введения щупов тестера в контактный разъем ECM/PCM при проверке входных/выходных сигналов последнего с разъема следует клеммный держатель.
Производя отсоединение/подсоединение электропроводки модуля управления старайтесь не погнуть и не обломать контактные клеммы.
При измерении напряжения питания функционирующих под управлением PCM компонентов ни в коем случае не допускайте замыкания между собой клемм тестера, - короткое замыкание в цепи PCM может привести к необратимому выходу последнего из строя.
Система бортовой самодиагностики первого поколения OBD-I
Общая информация
Не следует заблуждаться, предполагая, система, состоящая из множества различных информационных датчиков и управляемая электронным процессором с трудом поддается диагностике. Все отказы и нарушения функционирования компонентов системы фиксируются в электронной памяти модуля управления в виде специальных цифровых кодов. Считывание кодов может быть произведено путем подключения к диагностическому разъему DLC специального сканера или цифрового вольтметра (см. первый подраздел настоящего Раздела).
О любых нарушениях функционирования компонентов систем впрыска/снижения токсичности отработавших газов водитель оповещается посредством срабатывания вмонтированный в комбинацию приборов контрольной лампы отказов/”Проверьте двигатель”. Если сбой имел временный характер и модуль управления регистрирует возврат системы к нормальному функционированию, контрольная лампа отключается. Более того, если при срабатывании контрольной лампы выключить зажигание, то после запуска двигателя лампа активируется вновь только в случае повторной регистрации отказа системой диагностики.
Для проверки исправности состояния контрольной лампы ее кратковременное срабатывание происходит каждый раз при поворачивании ключа зажигания в положение ON. При отсутствии нарушений функционирования систем управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов лампа должна погаснуть уже спустя 5 секунд. Если при включении зажигания кратковременного срабатывания контрольной лампы не происходит, проверьте состояние электропроводки и предохранителя ее электрической цепи, кроме того, удостоверьтесь в целостности нити накала собственно лампы.
![]() |
Контрольная лампа отказов/”Проверьте двигатель” должна срабатывать также при замыкании на массу клеммы разъема корректировки угла опережения зажигания. |
Помните, что коды регистрируют отказы электрических контуров в совокупности, а не отдельных входящих в их состав компонентов. Так, присутствие в памяти модуля управления кода № 14 говорит о неисправности в цепи датчика положения дроссельной заслонки (TPS), что вовсе необязательно свидетельствует о выходе из строя собственно датчика. При выявлении причин отказа особо пристальное внимание следует уделять состоянию соответствующей электропроводки и качеству ее контактных соединений. Исключить вероятность отказа рабочего элемента цепи, либо удостовериться в нем можно путем подстановки заведомо исправного компонента.
В памяти процессора системы бортовой диагностики (PCM) могут одновременно храниться коды множества различных неисправностей. Выдача кодов при считывании производится в порядке возрастания их идентификационных номеров и никак не зависит от порядка занесения их в память.
Прежде чем приступать к считыванию диагностических кодов, удостоверьтесь, что вырабатываемое батареей напряжение соответствует нормативным требованиям (см. Главу Электрооборудование двигателя).
Помните, что при отключении электропроводки от батареи или контроллера системы управления двигателем происходит автоматическая очистка памяти OBD!
Перед подключением считывателя к диагностическому разъему DLC и отключении его не забывайте поворачивать ключ зажигания в положение OFF. Выполнение данных операций при включенном зажигании может привести к вводу в память процессора ложных диагностических кодов (одновременно сработает также контрольная лампа отказов/”Проверьте двигатель”.
Считывание кодов неисправностей при помощи сканера
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||||||
|
Считывание кодов неисправностей при помощи аналогового вольтметра
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||
|
Очистка памяти процессора
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||||
|
Перечень кодов неисправностей
№ кода |
Элемент, в контуре которого имеет
место нарушение |
11 |
Кислородный датчик |
12 |
Датчик измерения воздушного потока |
13 |
Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT) |
14 |
Датчик положения дроссельной заслонки |
15 |
Датчик положения электромотора SC (MPS) |
21 |
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT) |
22 |
Датчик оборотов/угла поворота коленчатого вала |
23 |
Датчик положения распределительного вала (CMP)/ВМТ первого цилиндра |
24 |
Датчик ск
|