Руководство по ремонту Opel Astra (Опель Астра) 1998-2004 г.в.
2.9 Приемы эксплуатации
Приемы эксплуатации
Обкатка нового автомобиля
Для того, чтобы обеспечить надежность и долговечность автомобиля в эксплуатации, на протяжении первых 600 км пробега необходимо придерживаться следующих правил:
- Не трогайтесь с места на полном газу, избегайте резких разгоновю
- Не тормозите слишком резко. Нормальная приработка новых тормозных колодок происходит на протяжении пробега в 300 км, в течение которого следует, по возможности, тормозить плавно и со средней интенсивностью.
После ремонта или замены двигателя, а также после замены тормозных колодок необходимо соблюдать аналогичные ограничения и рекомендации.
Заправка автомобиля
Тип применяемого топлива
Бензиновые модели
См. Спецификации.
Дизельные модели
См. Спецификации
Заправка топливного бака
![]() |
Бензин является легковоспламеняющимся и взрывоопасным веществом. Неосторожное обращение с бензином может привести к ожогам или другим серьезным травмам. При заправке топливного бака выключите двигатель и не подносите близко к открытой горловине раскаленные или искрящие предметы, не курите на территории АЗС. Все операции по обслуживанию топливной системы выполняйте только на открытом воздухе. При попадании брызг бензина на открытые участки кожи или на лакокрасочные поверхности кузовных элементов следует немедленно их протереть сухой ветошью. |
Заправочная горловина топливного бака расположена с левой стороны автомобиля, поэтому подъезжать к топливораздаточной колонке на автозаправочной станции следует левым бортом.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||
|
Открывание капота
См. Доступ, защита.
Контрольные операции
Контроль уровня моторного масла
Описание процедуры проверки уровня масла приведено в Главе Текущее обслуживание.
Контроль уровня охлаждающей жидкости двигателя
Описание процедуры проверки уровня охлаждающей жидкости приведено в Главе Текущее обслуживание.
Перевозка грузов в автомобиле
Автомобиль оборудован несколькими емкостями, предназначенными для размещения перевозимых предметов.
Для размещения мелких предметов предназначены вещевые отделения, расположенные в салоне автомобиля. К их числу относятся главный вещевой ящик в панели приборов, дверные карманы и карманы, расположенные в спинках сидений, а также встроенные в панель приборов карманы.
Крупногабаритные предметы следует размещать в багажном отделении автомобиля. Перевозка длинномерных предметов становится возможной благодаря складной конструкции спинок заднего сиденья (см. Оборудование салона).
Необходимо, однако, помнить, что неправильная транспортировка грузов может отрицательно повлиять на управляемость и остойчивость автомобиля и, следовательно, снизить безопасность. Перед тем, как перевозить тот или иной груз в автомобиле, ознакомьтесь с приведенной ниже информацией.
Правила перевозки грузов
Максимальная грузоподъемность автомобиля
![]() |
Превышение максимальной допустимой грузоподъемности автомобиля или неправильное размещение груза в может стать причиной дорожно-транспортного происшествия и привести к травмированию и даже смерти находящихся в салоне автомобиля водителя или пассажиров. Не превышайте максимального допустимого значения массы брутто при загрузке автомобиля, а также других ограничений, упоминаемых в настоящем Руководстве. |
При перевозке грузов в автомобиле следует учитывать, что полная масса автомобиля не должна превышать максимального допустимого значения. Полная масса автомобиля включает в себя: снаряженную массу автомобиля, массу водителя и пассажиров, массу установленного на автомобиль прицепного устройства, а также приходящуюся на него массу прицепа. При любых вариантах загрузки автомобиля нагрузки на оси также не должны превышать предельных допустимых значений. Информация по максимальным допустимым значениям полной массы и осевых нагрузок приведена в Спецификациях (см. Руководство по эксплуатации).
Перевозка грузов в салоне автомобиля
Надежно фиксируйте все размещаемые в салоне автомобиля предметы, во избежание их смещения в случае дорожно-транспортного происшествия.
Не размещайте крупногабаритные предметы на задней полке салона, — они сужают водителю сектор обзора и могут быть сброшены вперед при столкновении и резком торможении.
Убедитесь в том, что предметы, уложенные на пол за передними сиденьями, не могут перекатываться вперед и ни при каких обстоятельствах не способны помешать водителю свободно манипулировать педалями управления, а также не могут нарушить правильность регулировки положения передних сидений.
Держите вещевой ящик во время движения закрытым.
Перевозка грузов в багажном отделении или на багажнике, установленном на крыше автомобиля
Старайтесь распределять груз равномерно, размещая багаж возможно ближе к сиденьям. Тяжелые грузы всегда должны располагаться снизу, на полу багажного отделения. Надежно зафиксируйте перевозимые предметы прочным шнуром, чтобы они не могли сместиться на ходу автомобиля. Никогда не укладывайте багаж выше уровня спинок передних сидений.
При перевозке крупногабаритных или длинномерных предметов при сложенных задних сиденьях, старайтесь надежно фиксировать их прочным шнуром, чтобы предотвратить смещение груза во время экстренного торможения автомобиля. Не укладывайте багаж выше уровня спинок сидений во избежание сокращения сектора обзора водителю.
Описание операций складывания спинок задних сидений и установки их в исходное положение — см. Оборудование салона.
При необходимости перевозки длинномерных предметов, не позволяющих закрыть дверь задка/ крышку багажного отделения, помните, что в салон автомобиля могут попасть отработавшие газы двигателя, — выполняйте соответствующие меры предосторожности (см. Оборудование салона).
При размещении груза на багажнике, установленном на крыше автомобиля, проследите, чтобы совокупная масса багажа не превышала допустимого значения. Для получения более подробной информации обратитесь на станцию техобслуживания компании Opel.
Запуск двигателя
Бензиновые модели
Стандартный запуск
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Особенности запуска двигателя в холодную погоду в условиях высокогорья (высота над уровнем моря более 2400 м)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Дизельные модели
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
||||||
|
Пятиступенчатая ручная коробка переключения передач
![]() |
При движении по дороге со скользким покрытием интенсивное торможение двигателем или излишне резкий разгон может привести к потере контроля над автомобилем и аварии, в результате чего могут оказаться серьезно травмированы находящиеся в автомобиле люди. Особую осторожность соблюдайте при движении по дороге с покрытием, не обеспечивающем должное сцепления с колесами автомобиля. |
Для обеспечения плавного и безударного переключения все передачи переднего хода синхронизированы. После перевода рычага переключения коробки передач в положение следующей передачи плавно отпускайте педаль сцепления. Во время движения на выбранной передаче полностью снимайте ногу с педали сцепления во избежание преждевременного износа компонентов механизма последнего.
Включайте передачу заднего хода только после полной остановки автомобиля. Попытка включить реверс на ходу может привести к серьезному повреждению коробки передач. Перед включением задней передачи полностью выключите сцепление и выдержите короткую (в несколько секунд) паузу.
![]() |
Вместо паузы можно произвести короткое включение одной из передних передач. Описанные приемы включения заднего хода позволяют предотвратить ударное включение задней передачи из-за остаточного вращения шестерен. |
Для замедления автомобиля можно воспользоваться торможением двигателем, переключив коробку передач на одну из пониженных ступеней. Торможение двигателем позволяет контролировать скорость движения автомобиля на безопасном уровне и предотвращает перегрев тормозных механизмов при движении по длинным спускам со значительным уклоном. Переключайте коробку передач на пониженные ступени последовательно, по мере снижения скорости, чтобы не допустить превышение максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя по тахометру. Стрелка тахометра не должна заходить в красную зону шкалы. Во всех случаях следует ориентироваться на значения максимальной допустимой скорости автомобиля на соответствующих передачах (см. ниже).
Рекомендуемые моменты переключения передач
Старайтесь двигаться на максимально высокой передаче, обеспечивающей в конкретных дорожных условиях нормальное функционирование двигателя при равномерном движении и возможность плавного разгона автомобиля. Следование этой рекомендации обеспечит высокую экономичность автомобиля и эффективную работу системы нейтрализации отработавших газов.
Максимально допустимые скорости движения автомобиля на различных передачах
Следите за своевременностью переключения передач, — старайтесь не допускать захода стрелки тахометра в выделенный красным цветом диапазон измерительной шкалы.
Во избежание поломки двигателя перед переключением передачи, убедитесь в том, что стрелка тахометра не превышает максимально допустимой скорости движения на данной передаче и не находится в красной зоне шкалы.
Автоматическая трансмиссия
На автомобилях рассматриваемой марки устанавливается четырехступенчатая гидромеханическая автоматическая коробка передач с блокируемым гидротрансформатором и электронно-гидравлической системой управления. Система управления коробкой передач обеспечивает своевременное и плавное переключение всех ступеней переднего хода. Блокировка гидротрансформатора улучшает экономичность расхода топлива. По субъективным ощущениям включение блокировочного фрикциона гидротрансформатора похоже на обычное переключение ступени коробки передач.
Положения рычага селектора диапазонов
![]() |
Рычаг селектора диапазонов трансмиссии может находиться в одном из семи фиксируемых положений. При запуске двигателя рычаг должен находиться только в положении «P» или «N». Если остановка автомобиля произведена, когда в автоматической коробке передач включен один из диапазонов движения «D», «3», «2», «1», «R», либо «N», то необходимо полностью отпустить педаль газ и выжать тормозную педаль для надежного торможения автомобиля. |
При переключении диапазонов автоматической коробки передач перемещайте рычаг вдоль направляющего паза. Рычаг переключения диапазонов блокируется в положении «Р», если ключ зажигания повернут в положение «LOCK» (0) или «АСС» (I). В этом случае вывод рычага из положения «Р» невозможен даже при выжимании тормозной педали.
Положение «Р». В этом положении рычага селектора диапазонов механически блокируется вторичный вал трансмиссии. Всегда переводите рычаг селектора диапазонов в положение «Р» при выключении или запуске двигателя. Для того, чтобы вывести рычаг селектора диапазонов из положения «Р», необходимо выжать тормозную педаль, предварительно отпустив педаль газа. Отклоните рычаг селектора диапазонов вправо и выведите его из положения «Р». Если после выполнения всех перечисленных выше действий по-прежнему не удается вывести рычаг из положения «Р», необходимо разблокировать его, следуя инструкциям, изложенным ниже.
Во избежание поломки АТ переводите рычаг в положение «Р» только после полной остановки автомобиля.
![]() |
Извлечение ключа из замка зажигания становится возможным только после перевода рычага селектора в положении «Р». |
Положение «R». Приемы управления рычагом селектора диапазонов при переводе его в положение «R» (Задний ход) из положения «Р» описаны выше. Включение рычага в положение «R» из положения «N» производите только после полной остановки автомобиля.
Автоматическая трансмиссия оснащена специальным предохранительным устройством, которое не позволяет случайно переместить рычаг в положение «R», если скорость автомобиля превышает значение 10—12 км/ч.
Если задний ход не включается после полной остановки автомобиля, выжмите тормозную педаль и медленно переместите рычаг селектора диапазонов сначала в положение «N», затем в положение «R».
При неисправности предохранительного устройства, а также при отключенной от бортовой сети или разряженной аккумуляторной батарее включить диапазон заднего хода невозможно. В этом случае необходимо снять блокировку включения диапазона заднего хода, следуя инструкциям изложенным ниже.
Положение «N». Используйте положение «N» при запуске заглохшего двигателя на ходу и при коротких остановках автомобиля с работающим двигателем. Если Вам по какой-либо причине необходимо отойти от автомобиля, предварительно переведите рычаг селектора диапазонов в положение «Р» (Стоянка). При выводе рычага из положения «N» выжимайте педаль ножного тормоза.
![]() |
При запуске двигателя из положения «N» следует дополнительно выжать педаль ножного тормоза, либо взвести стояночный. Электронная система управления АТ с целью экономии расхода топлива обеспечивает автоматическое внутреннее переключение коробки в положение «N» при нахождении рычага селектора в положении «D», «3», «2» и «1», когда отпущена педаль газа, автомобиль неподвижен и выжата педаль ножного тормоза (например, стоянка на светофоре). Отпускание тормоза и активация педали газа приводит троганию автомобиля с места. |
Положение «D». В этом положении рычаг селектора диапазонов должен находиться постоянно при движении автомобиля в нормальных дорожных условиях. В диапазоне «D» обеспечивается автоматическое переключение передач переднего хода во всем диапазоне передач в зависимости от скорости движения автомобиля и степени нажатия на педаль акселератора. Во время движения автомобиля Вы можете заметить, что автоматические переключения на высшие передачи происходит позже, то есть при более высоких скоростях движения, если двигатель автомобиля еще не прогрет до нормальной рабочей температуры. Данная функция обеспечивает более быстрый прогрев двигателя.
Положение «3». Если рычаг селектора диапазонов включен в положение «3», автоматическая коробка передач функционирует аналогично случаю включения диапазона «D». Отличие состоит в том, что исключается переход на четвертую передачу. Диапазон «3» рекомендуется использовать при буксировке прицепа в холмистой местности или для осуществления торможения двигателем на спуске значительной крутизны. Включение диапазона «3» полезно также для исключения лишних циклических переключений автоматической трансмиссии между третьей и четвертой передачами. Подобные циклические переключения коробки передач могут наблюдаться, например, при движении в плотном транспортном потоке с частыми замедлениями и остановками автомобиля.
Для резкого разгона автомобиля при работе коробки передач в диапазоне «D» или «3» выжмите педаль газа до упора. При этом коробка передач автоматически перейдет на смежную низшую передачу (режим kickdown). Если скорость автомобиля невелика, то коробка передач может переключиться сразу на две ступени вниз.
Положение «2». При включении диапазона «2» блокируется возможность переключения трансмиссии на передачи выше 2-й ступени.
При включении диапазона «2» на ходу автомобиля включение второй передачи в трансмиссии автоматически задерживается и происходит только после того, как скорость автомобиля снизится до безопасного уровня, на котором частота вращения коленчатого вала двигателя не превысит максимально допустимого значения.
Положение «1». При включении диапазона «1» автоматическая трансмиссия будет постоянно работать на первой передаче. Если включение диапазона «1» произведено на скорости более 50 км/ч, то трансмиссия сначала переключится на вторую передачу. Включение промежуточной ступени позволяет исключить резкое и неожиданное торможение двигателем.
Максимальные допустимые скорости движения автомобиля
При превышении максимальных допустимых значений скоростей переключения передач стрелка тахометра заходит в красную зону шкалы, указывая на превышение допустимых оборотов двигателя. При этом электронный блок системы управления двигателем начинает ограничивать обороты коленчатого вала, уменьшая подачу топлива, что можно почувствовать по изменению режима работы двигателя. Работа двигателя приходит в норму, как только стрелка тахометра выйдет из красной зоны шкалы.
Во избежание поломки двигателя перед переключением передачи, убедитесь в том, что стрелка тахометра не заходит за значение максимально допустимой скорости движения на данной передаче и не находится в красной зоне шкалы.
Спортивный режим функционирования АТ
![]() |
При переводе в спортивный режим переключение передач АТ происходит при повышенных оборотах двигателя. Перевод осуществляется при помощи кнопочного выключателя S , вмонтированного в рукоятку рычага селектора и сопровождается срабатыванием контрольной лампы, вмонтированной в комбинацию приборов над измерителем расхода топлива. Для возврата в экономичный режим функционирования трансмиссии следует повторно нажать на кнопку S . |
Зимний режим функционирования АТ
![]() |
В зимнем режиме функционирования АТ трогание автомобиля с места происходит на 3-й передаче. Активация режима производится посредством оборудованного встроенной контрольной лампой и расположенного справа от рычага селектора кнопочного выключателя с нанесенной сверху пиктограммой в виде снежинки. |
Выключение зимнего режима происходит при повторном нажатии на кнопку выключателя, переводе рычага селектора в положение «2» или «1», а также при выключении зажигания. С целью защиты трансмиссии от внутренних повреждений автоматическое выключение зимнего режима происходит также при перегревах ATF.
Выключение блокировки рычага селектора диапазонов
При отключении электропитания или чрезмерной разрядке аккумуляторной батареи вывод рычага селектора из положения «Р» становится невозможным. Для выхода из данной ситуации и снятия блокировки рычага действуйте следующим образом:
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
||||||||
|
Для предотвращения повторной блокировки рычага в положении «Р» устраните причину перебоев питания.
Отказы функционирования АТ
![]() |
Об неисправностях в АТ свидетельствует срабатывание соответствующей контрольной лампы на приборном щитке автомобиля. |
При отказах автоматического переключения трансмиссии дальнейшее движение можно продолжать в аварийном режиме, осуществляя переключение передач вручную при помощи рычага селектора. При этом полностью блокируется включение 2-й передачи и переключение происходит 1-3-4. При этом имеет место следующая схема соотношения положений рычага:
1
= 1-я передача
2
= 3-я передача
3
= 4-я передача
D
= 4-я передача
N
= Нейтраль
R
= Реверс
Р
= Парковочное положение
Для устранения причин отказов АТ обращайтесь на фирменные станции техобслуживания компании Opel.
Стоянка автомобиля
Оставляя автомобиль на стоянке, всегда взводите стояночный тормоз. Помните, что вмонтированная в приборный щиток контрольная лампа включения стояночного тормоза, служит только для напоминания водителю о необходимости отпускания стояночного тормоза перед началом движения. Горение контрольной лампы не гарантирует полноту взведения стояночного тормоза. Во избежание самопроизвольного скатывания автомобиля на уклоне убедитесь в том, что стояночный тормоз взведен должным образом.
Сначала следует взвести стояночный тормоз (см. ниже п. Контрольная лампа нарушений функционирования ABS ), а затем включить первую или заднюю передачу (модели с РКПП)/ перевести рычаг селектора диапазонов автоматической коробки передач в положение «Р». Такая последовательность действий предотвращает случайное трогание автомобиля, а на моделях с АТ также исключает передачу значительной нагрузки на механизм блокировки вторичного вала трансмиссии от скатывающей автомобиль силы, — разгрузка муфты блокировки вторичного вала трансмиссии обеспечивает при последующем трогании автомобиля простоту вывода рычага из положения «Р».
При парковке автомобиля на подъеме, разверните передние колеса в сторону от бордюра, и наоборот.
Перед началом движения, убедитесь в том, что стояночный тормоз полностью отпущен. При движении с не полностью отпущенным стояночным тормозом возможен перегрев и выход из строя тормозных механизмов задних колес. Кроме того, это может привести к нарушению исправности функционирования ABS.
Рекомендация по безопасной парковке автомобиля
Проследите, чтобы верхний люк в крыше и все окна были закрыты.
Выключите все приборы освещения.
Кладите багаж и ценные вещи в закрывающиеся отделения, или захватывайте их с собой.
Заприте замки дверей с помощью ключа или пульта дистанционного управления единым замком.
На моделях, оборудованных противоугонной системой, удостоверьтесь во включении индикатора системы на приборной панели, которое свидетельствует об активации устройства.
Никогда не оставляйте автомобиль с работающим двигателем на площадках, покрытых сухой листвой, высокой травой или другими горючими материалами. Помните, что корпус каталитического преобразователя может раскаляться до очень высокой температуры, что чревато возгоранием.
Тормозная система
Общая информация
Общая информация по тормозной системе приведена в Главе Тормозная система.
Стояночный тормоз
![]() |
Стояночный тормоз имеет привод на задние колеса автомобиля. Рычаг взведения стояночного тормоза помещается в задней части центральной консоли между передними сиденьями автомобиля. Взведение стояночного тормоза сопровождается срабатыванием соответствующей контрольной лампы на приборном щитке автомобиля (см. Панель приборов), — не забывайте перед началом движения отпускать стояночный тормоз. |
Рекомендации по мерам безопасности при эксплуатации моделей, оборудованных ABS
ABS не сокращает тормозной путь автомобиля и способна лишь обеспечить сохранение управляемости автомобиля в процессе торможения. Ввиду сказанного необходимо постоянно поддерживать безопасную дистанцию до впереди идущего транспортного средства, исходя из скорости автомобиля и конкретных условий движения.
ABS не предотвращает боковой юз при резком изменении направления движения автомобиля. Например, автомобиль может войти в занос при прохождении поворота на слишком высокой скорости или при рывке руля во время смены полосы движения. Всегда поддерживайте безопасную скорость транспортного средства, сообразуясь с состоянием дорожного покрытия и условиями движения.
ABS не предотвращает потерю курсовой устойчивости автомобиля. В процессе экстренного торможения избегайте резких рывков рулевого колеса.
Тормозной путь оборудованного ABS автомобиля может несколько превышать привычный для моделей с обычной тормозной системой. Сказанное особенно заметно при движении по непрочным и неровным дорожным покрытиям (гравий, снег). При движении в подобных дорожных условиях снизьте скорость и увеличьте дистанцию до впереди идущего транспортного средства.
Контрольная лампа нарушений функционирования ABS
В состав системы антиблокировки включен блок самодиагностики. Внешне процедура самодиагностики системы проявляется небольшими пульсациями ножного тормоза сразу после запуска двигателя. Диагностика отказов ABS производится также при каждом торможении автомобиля.
При выявлении системой какой-либо неисправности на приборной доске загорается соответствующая контрольная лампа (см. Панель приборов). Срабатывание контрольной лампы свидетельствует о том, что ABS отключена. При этом работоспособность рабочей тормозной системы сохраняется в полной мере, за исключением функции автоматического регулирования тормозного усилия, которая выполняется ABS. Если контрольная лампа ABS не гаснет после запуска двигателя или включается во время движения, следует при первой же возможности обратиться на ближайшую станцию техобслуживания.
Совместное включение контрольных ламп ABS и отказов тормозной системы/ взведения стояночного тормоза также означает отключение функции регулирования тормозного усилия, что указывает на наличие неисправностей как в ABS, так и в тормозной системе. При этом тормозная система автомобиля продолжит обеспечивать достаточно адекватное торможение автомобиля, однако следует избегать резкого выжимания педали ножного тормоза. Без промедления обратитесь на ближайшую станцию техобслуживания.
Система управления скоростью (темпостат)
Система управления скоростью (темпостат) входит в стандартную комплектацию некоторых моделей, на других может устанавливаться дополнительно. Система позволяет автоматически поддерживать выбранную крейсерскую скорость движения автомобиля без воздействия на педаль газа. Крейсерская скорость не должна превышать значение 30 км/ч. Применение темпостата становится особенно удобным при длительном движении по малозагруженным прямым загородным автомагистралям. С целью безопасности не рекомендуется включать темпостат при движении в городе, по извилистым, изобилующим поворотами, дорогам, на скользком дорожном покрытии, в сильный дождь и