Основные настройки
Настройки отображения

Руководство по ремонту Иж Фабула () 1991-2004 г.в.

3.2 Коробка передач

3.2. Коробка передач

Возможные неисправности коробки передач, их причины и способы устранения
Коробка передач


        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
На автомобили с двигателями мод. 2106 могут устанавливаться коробки передач ВАЗ-21074-1700010 или Иж-2126-1700010-80. Из-за конструктивных особенностей первичный вал коробки передач для двигателя мод. 2106 длиннее, чем для двигателя мод. 331.

Особенности конструкции  коробки передач мод. 2126
Коробка передач состоит из первичного, вторичного, промежуточного валов, картера, задней крышки и механизма переключения передач.

Коробка передач
Рис. 3.26. Коробка передач: 1 – первичный вал; 2 – сухарь; 3 – рычаг включения заднего хода; 4 – редуктор привода спидометра; 5 – болт крепления редуктора спидометра; 6 – шайба; 7 – прокладка верхней крышки; 8 – болт крепления верхней крышки; 9 – блокирующее кольцо третьей и четвертой передач; 10 – ступица третьей и четвертой передач; 11 – шестерня третьей передачи; 12 – ступица пятой передачи; 13 – муфта пятой передачи; 14 – шестерня пятой передачи; 15 – шестерня второй передачи; 16 – подшипник роликовый; 17 – блокирующее кольцо второй передачи; 18 – муфта-шестерня заднего хода; 19 – шестерня первой передачи; 20 – упорная шайба; 21 – подшипник вторичного вала задний; 22 – ступица первой и второй передач; 23 – шпонка; 24 – механизм переключения передач; 25 – распорная втулка; 26 – шестерня ведущая привода спидометра; 27 – манжета; 28 – стопорный шарик; 29 – гайка; 30 – вторичный вал; 31 – стопорное кольцо; 32 – центрирующее кольцо; 33 – уплотнитель; 34 – стопорная шайба; 35 – фланец эластичной муфты; 36 – грязеотражатель; 37 – шайба; 38 – болт промежуточного вала задний; 39 – болт; 40 – гайка; 41 – подшипник промежуточного вала задний; 42 – шарик; 43 – крышка задняя; 44 – прокладка задней крышки; 45 – шестерня промежуточная; 46 – подшипник роликовый; 47 – стопорное кольцо; 48 – ось промежуточной шестерни; 49 – промежуточный вал; 50 – кольцо стопорное; 51 – муфта третьей и четвертой передач; 52 – картер коробки передач; 53 – шайба; 54 – болт промежуточного вала передний; 55 – подшипник промежуточного вала передний; 56 – подшипник первичного вала; 57 – подшипник роликовый вторичного вала; 58 – стопорное кольцо подшипника


Первичный вал 1 (рис. 3.26) изготовлен за одно целое с шестерней постоянного зацепления. Он вращается в двух шариковых подшипниках, передний – запрессован в гнездо торца коленчатого вала, задний подшипник 56 помещен в передней стенке картера 52 коробки передач, поджимается тарельчатой пружиной и уплотняется сальником, расположенным в картере сцепления.
Промежуточный вал 49 изготовлен в виде блока шестерен и опирается на два подшипника.
Передний подшипник 55 роликовый, установлен на промежуточном валу и закреплен на нем шайбой 53 и болтом 54. Задний подшипник 41 шариковый двухрядный, закреплен на валу шайбой 37 и болтом 38 и фиксируется в картере 52 задней крышкой 43.
Вторичный вал 30 установлен в двух подшипниках. Передний роликовый подшипник 57 расположен в расточке первичного вала, задний подшипник 21 – в задней стенке картера коробки, зафиксирован с помощью задней крышки и упорной шайбы 20 и уплотнен манжетой 27, расположенной в этой же крышке.
На вторичном валу свободно размещены шестерни 11 и 14 третьей и пятой передач, шестерни 19 и 15 первой и второй передач установлены на валу на игольчатых подшипниках. Все шестерни находятся в постоянном зацеплении с соответствующими венцами блока шестерен промежуточного вала 49.
На переднем конце вторичного вала – три шлица, на которых крепятся ступицы скользящих муфт синхронизаторов третьей, четвертой и пятой передач. Ступица синхронизатора первой и второй передач закреплена на валу шпонкой 23. Шестерня заднего хода 18 выполнена на скользящей муфте синхронизатора первой и второй передач. На задней шейке вала размещена ведущая шестерня 26 привода спидометра, фланец эластичной муфты 35 карданного вала напрессован на шлицы вала и фиксируется гайкой 29 со стопорной шайбой 34.
Промежуточная шестерня 45 заднего хода установлена на роликовом подшипнике на оси 48, запрессованной в отверстиях картера коробки передач и зафиксированной от поворота шариком 42. При включении заднего хода шестерня 45 одновременно входит в зацепление с зубьями шестерен заднего хода на промежуточном валу и соответствующим венцом блока шестерен, что обеспечивает передачу крутящего момента от промежуточного вала на вторичный вал.
Синхронизаторы всех передач переднего хода состоят из ступиц 10, 12, 22, скользящих муфт 13, 18, 51, блокирующих колец 9, 17 и пружинных разрезных колец.
Скользящая муфта соединяется с вторичным валом коробки передач через ступицу, жестко связанную с валом.
Блокирующее кольцо соединяется со ступицей через три выступа на торце ступицы и три паза на зубчатом венце блокирующего кольца. Пружинное разрезное кольцо, установленное между блокирующим кольцом и ступицей синхронизатора, тремя своими выступами, проходящими через пазы на ступице, взаимодействует со скользящей муфтой.
При включении передачи муфта через пружинное кольцо поджимает блокирующее кольцо к конусной поверхности шестерни включаемой передачи, происходит сцепление конусов шестерни и блокирующего кольца. Повернувшееся на ограниченный угол относительно ступицы кольцо блокирует дальнейшее продвижение муфты синхронизатора до тех пор, пока не произойдет полное выравнивание относительных скоростей шестерни включаемой передачи и вторичного вала. Тем самым обеспечивается безударное включение передачи.

Механизм и привод переключения передач: 1 – крышка верхняя; 2 – шарик; 3 – пружина; 4 – пробка фиксатора; 5 – прокладка шаровой опоры; 6 – чашка направляющая; 7 – штифт; 8 – рычаг переключения передач; 9 – опора шаровая; 10 – шайба сферическая; 11 – стопорное кольцо; 12 – фланец крепления чехла; 13 – шайба; 14 – гайка; 15 – чехол рычага; 16 – опорная шайба; 17 – пружина рычага
Рис. 3.27. Механизм и привод переключения передач: 1 – крышка верхняя; 2 – шарик; 3 – пружина; 4 – пробка фиксатора; 5 – прокладка шаровой опоры; 6 – чашка направляющая; 7 – штифт; 8 – рычаг переключения передач; 9 – опора шаровая; 10 – шайба сферическая; 11 – стопорное кольцо; 12 – фланец крепления чехла; 13 – шайба; 14 – гайка; 15 – чехол рычага; 16 – опорная шайба; 17 – пружина рычага: 18 – хомут внутреннего чехла; 19 – чехол изолирующий; 20 – хомут изолирующего чехла; 21 – скоба оттяжной пружины; 22 – оттяжная пружина; 23 – крышка защитная; 24 – шайба пружинная; 25 – стопорный болт; 26 – прокладка изолирующая; 27 – вилка первой и второй передач; 28 – запорная втулка; 29 – втулка демпфера; 30 – втулка дистанционная; 31 – упорная подушка демпфера; 32 – стержень рычага; 33 – рукоятка рычага управления; 34 – чехол рычага; 35 – рамка; 36 – винт; 37 – шайба пружинная; 38 – шток первой и второй передач; 39 – плунжер головки; 40 – головка штока первой и второй передач; 41 – пробка штоков; 42 – толкатель; 43 – шток третьей и четвертой передач; 44 – головка штока третьей и четвертой передач; 45 – шток пятой передачи; 46 – головка штока пятой передачи; 47 – головка штока заднего хода; 48 – шайба; 49 – стопорный болт; 50 – шток заднего хода; 51 – вилка заднего хода; 52 – прокладка изолирующая; 53 – крышка защитная; 54 – винт; 55 – шайба; 56 – вилка включения пятой передачи; 57 – вилка включения третьей и четвертой передач; 58 – выключатель света заднего хода; 59 – прокладка верхней крышки


Механизм переключения передач размещен в верхней крышке 1 (рис. 3.27), в него входят:
1) составной рычаг переключения передач 8, 28, 29, 30, 31, 32;
2) четыре штока 38, 43, 45, 50, на которых закреплены вилки переключения передач 27, 51, 56, 57;
3) фиксаторы 2, 3, 4 штоков;
4) замковое устройство 2, 42 штоков. Передачи переключаются с помощью стержня 32 рычага переключения передач 8, выведенного через пол кузова справа от места водителя.
Стержень рычага переключения передач снабжен демпфирующим устройством, поглощающим вибрации и обеспечивающим плавное включение передач.
Для предотвращения самопроизвольного выключения передач служат фиксаторы, состоящие из шариков 2 и пружин 3. Блокировочное устройство, состоящее из двух толкателей 42 и трех шариков 2, предохраняет коробку от одновременного включения двух передач. При помощи пружины 22 нижняя головка рычага переключения всегда располагается в нейтральном положении в головке 44 штока включения третьей и четвертой передач.
С левой стороны механизма переключения располагается выключатель 58 света заднего хода.
Номинальные размеры, допуски и посадки узлов и деталей коробки передач даны в табл. 3.4.

Таблица 3.4   Номинальные размеры, допуски, зазоры и натяги в основных сопрягаемых деталях коробки передач и ее привода
Коробка передач

Снятие коробки передач.
1. Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник и вывесите одно или оба задних колеса.
2. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
3. Снимите кожух туннеля пола.
4. Прижимая вниз стержень 32 (см. рис. 3.27) рычага, отверткой или каким-либо другим заостренным инструментом выньте упругое кольцо из канавки на стержне рычага и снимите стержень.
5. Отсоедините провода от выключателя света заднего хода.
6. Снимите изолирующий чехол 19.
7. Отсоедините защитную крышку 23 на туннеле пола.
8. Отсоедините хомут приемной трубы глушителя.
9. Отверните гайки крепления приемной трубы глушителя к выпускному коллектору и снимите трубу.
10. Снимите рабочий цилиндр привода сцепления.
11. Снимите стартер.
12. Отверните гайки и снимите кронштейн безопасности карданного вала.
13. Отверните накидную гайку и отсоедините гибкий вал спидометра от редуктора спидометра.
14. Отверните гайки болтов крепления эластичной муфты к фланцу и, прокручивая карданный вал, выньте болты.
15. Опустите и отведите в сторону передний карданный вал с муфтой.
16. Отверните гайки болтов крепления подушки задней подвески двигателя к поперечине, затем гайки крепления поперечины к кузову и снимите ее, поддерживая коробку передач снизу.
17. Поставьте под картер коробки передач домкрат или другую подходящую опору.
18. Шарнирным торцовым ключом отверните гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров.
19. Снимите коробку передач вместе с картером сцепления, сместив ее к задней части автомобиля так, чтобы извлечь первичный вал коробки передач из переднего подшипника в торце коленчатого вала и из ступицы ведомого диска сцепления.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снятии или установке коробки передач категорически запрещается опирать конец первичного вала коробки на упорный фланец нажимной пружины сцепления, чтобы не деформировать соединительные пластины сцепления.

Установка коробки передач
1. С помощью оправки отцентрируйте ведомый диск сцепления.
2. Поднимите гидравлическим домкратом коробку передач на уровень двигателя и передвиньте ее вдоль автомобиля так, чтобы первичный вал вошел в шлицы ведомого диска сцепления и в передний подшипник. Если шлицы первичного вала не попадают в соответствующие пазы шлицевого отверстия ступицы, рекомендуется, медленно поворачивая вторичный вал коробки передач при включенной прямой передаче, слегка подавать коробку передач вперед до тех пор, пока вал своей шлицевой частью не войдет в ступицу и коробка не займет правильное положение.
3. Поддерживая коробку передач снизу, заверните верхние гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров.
4. Установите стартер.
5. Установите и прикрепите к крышке заднего подшипника коробки передач подушку в сборе с поперечиной задней подвески двигателя. Затем прикрепите поперечину к кузову.
6. Соедините эластичную муфту карданного вала с фланцем коробки передач и закрепите болтами с гайками.
7. Установите кронштейн безопасности карданного вала и закрепите его гайками.
8. Установите и прикрепите к приводу спидометра гибкий вал спидометра.
9. Установите на картер сцепления рабочий цилиндр привода сцепления.
10. Установите снизу приемную трубу глушителя.
11. Прикрепите хомутом приемную трубу к коробке передач.
12. Залейте в коробку передач масло до уровня контрольного отверстия.
13. Установите в стержень рычага переключения передач упорную подушку 31 (см. рис. 3.27), верхнюю втулку 29 демпфера, дистанционную втулку 30, нижнюю втулку демпфера и запорную втулку 28.
14. Установите стержень на рычаг и прижмите его вниз до захода лапок дистанционной втулки в канавку рычага.
15. Подсоедините провода к выключателю света заднего хода.
16. Установите защитную крышку 23.
17. Установите защитный чехол 19.
18. Установите кожух туннеля пола.

Ремонт коробки передач
Разборка коробки передач
1. Снимите коробку передач с автомобиля.
2. Тщательно очистите снаружи коробку передач.
3. Установите коробку передач на стенд.
4. Выверните пробку сливного отверстия и слейте масло из коробки передач.
5. Отверните болты крепления коробки передач к картеру сцепления и снимите картер с прокладкой (вместе с сальником и пружинным кольцом).
6. Отверните болт 5 (см. рис. 3.26) и снимите редуктор 4 привода спидометра.
7. Отверните болты 8 и снимите верхнюю крышку с механизмом переключения 24.
8. С помощью щипцов снимите стопорное кольцо 31 с конца вторичного вала коробки передач.
9. Разогните стопорную шайбу 34 гайки фланца эластичной муфты, отверните гайку 29 на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо 32 эластичной муфты, и снова заверните гайку. С помощью съемника снимите с конца вторичного вала центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала.
10. Снимите с конца вторичного вала уплотнитель 33 центрирующего кольца эластичной муфты, отверните гайку 29 и с помощью съемника снимите фланец 35 эластичной муфты.
11. Отверните гайки крепления крышки 43 заднего подшипника вторичного вала коробки передач и снимите крышку вместе с манжетой 27 вторичного вала.
12. Снимите ведущую шестерню 26 привода спидометра.
13. Снимите конусную распорную втулку 25.
14. Включите одновременно две передачи, чтобы не проворачивались валы относительно друг друга.
15. Отверните стопорные болты 54 и 38 переднего 55 и заднего 41 подшипников промежуточного вала коробки передач.
16. Сдвиньте промежуточный вал 49 назад, насколько это возможно, предварительно выключив передачи.
17. Выньте стопорное кольцо заднего подшипника 41 промежуточного вала, затем за проточку на подшипнике выньте наружное кольцо из картера коробки передач вместе с половинкой внутреннего кольца.
18. Выньте шарики с сепаратором и с помощью съемника спрессуйте с вала вторую половину внутреннего кольца подшипника.
19. Выньте из картера коробки передач передний подшипник 55 промежуточного вала.
20. Закрепите съемник гайками на шпильках, предназначенных для крепления крышки заднего подшипника вторичного вала, и сдвиньте вторичный вал 30 внутрь коробки. Затем, вернув вал назад, снимите с заднего подшипника 21 вторичного вала стопорное кольцо.
21. С помощью съемника спрессуйте подшипник за проточку со вторичного вала.
22. Выньте первичный вал 1 вместе с подшипником из картера коробки передач, придерживая вторичный вал.
23. Выньте вторичный вал из картера коробки передач.
24. Выпрессуйте с помощью съемника ось 48 промежуточной шестерни заднего хода и снимите промежуточную шестерню 45 заднего хода.
25. Снимите рычаг 3 включения заднего хода с сухарем 2 с оси, запрессованной в картере коробки передач.
26. Выньте промежуточный вал 49 коробки передач.
Разборка механизма переключения передач
1. Выверните выключатель света заднего хода 58 (см. рис. 3.27).
2. Снимите штампованную нижнюю крышку 53, отвернув винты 54.
3. Установите все штоки в нейтральное положение.
4. Выньте скобу 21 с правой стороны на крышке механизма переключения и отделите от нее пружину 22 рычага переключения передач.
5. Отверните три гайки 14 крепления рычага переключения передач и выньте рычаг 8 из крышки.
6. Снимите направляющую чашку 6.
7. Отверните пробки 41 штоков на задней стенке крышки механизма переключения передач.
8. Отверните стопорные болты 49 и 25 на головках штоков и вилках переключения передач.
9. Снимите вилку 57 включения третьей и четвертой передач.
10. Выньте фиксатор третьей и четвертой передач (шарик 2 с пружиной 3), вывернув предварительно резьбовую пробку 4.
11. Через отверстие заглушки в задней стенке крышки выньте шток 43 третьей и четвертой передач и снимите головку 44 третьей и четвертой передач.
12. Выньте толкатель 42 из штока.
13. Передвигая оставшиеся в крышке штоки, выньте шарики стопоров из гнезда штока третьей и четвертой передач.
14. Аналогично выньте штоки включения пятой передачи 45, первой и второй передач 38 и заднего хода 50.
15. Разберите головку 40 штока первой и второй передач, выбив выколоткой стопорный штифт и вынув плунжер 39 с пружиной.
Разборка первичного вала коробки передач
1. Промаркируйте блокирующее кольцо 9 (см. рис. 3.26), чтобы при сборке поставить его на прежнее место.
2. Выньте подшипник 57 из расточки первичного вала.
3. Снимите стопорное кольцо 58 подшипника с ведущего вала.
4. Спрессуйте с первичного вала подшипник 56.
Разборка вторичного вала  коробки передач
1. Снимите упорную шайбу 20 (см. рис. 3.26).
2. Снимите шестерню 19 первой передачи.
3. Снимите блокирующее кольцо первой передачи и промаркируйте его относительно муфты синхронизатора.
4. Снимите игольчатый подшипник шестерни первой передачи.
5. Снимите стопорное кольцо ступицы 22 синхронизатора первой и второй передач.
6. Снимите синхронизатор (ступица 22 с разрезными пружинными кольцами и муфта-шестерня 18 заднего хода) и выньте шпонку 23.
7. Снимите блокирующее кольцо 17 второй передачи и промаркируйте его относительно муфты синхронизатора.
8. Снимите шестерню 15 второй передачи.
9. Снимите второе стопорное кольцо ступицы синхронизатора первой и второй передач.
10. Снимите игольчатый подшипник 16 шестерни второй передачи.
11. С другого конца вала снимите стопорное кольцо ступицы синхронизатора третьей и четвертой передач.
12. Снимите синхронизатор третьей и четвертой передач (ступица 10 со скользящей муфтой 51 и разрезными пружинными кольцами).
13. Снимите блокирующее кольцо третьей передачи и промаркируйте его относительно муфты синхронизатора.
14. Снимите второе стопорное кольцо ступицы синхронизатора третьей и четвертой передач.
15. Снимите шестерню 11 третьей передачи.
16. Снимите стопорное кольцо ступицы синхронизатора пятой передачи.
17. Снимите синхронизатор пятой передачи (ступица 12 со скользящей муфтой 13 и разрезным пружинным кольцом).
18. Снимите блокирующее кольцо пятой передачи.
19. Снимите шестерню 14 пятой передачи.
Разборка промежуточной   шестерни заднего хода
1. Снимите стопорное кольцо 47 подшипника.
2. Выньте подшипник 46 из шестерни с сепаратором в сборе.
Разборка рычага  переключения передач
1. Снимите оттяжную пружину 22 (см. рис. 3.27) с рычага.
2. Снимите чехол 15 рычага переключения передач.
3. Снимите фланец 12 крепления чехла.
4. Снимите стопорное кольцо 11 и опорную шайбу 16 пружины рычага переключения передач.
5. Снимите пружину 17 рычага переключения передач.
6. Снимите сферическую шайбу 10 рычага переключения передач.
7. Снимите направляющую чашку 6 рычага переключения передач.
Проверка технического состояния
Перед осмотром детали коробки передач тщательно очистите. Осторожно, чтобы не повредить поверхности деталей, удалите все отложения и очистите отверстия и шлицы от возможных загрязнений. Промойте, чтобы удалить все остатки смазки, и обдуйте струей сжатого воздуха детали, затем аккуратно и тщательно протрите их. Особенно тщательно продуйте подшипники. Для их предохранения от повреждения струю сжатого воздуха следует направлять так, чтобы избежать быстрого вращения колец.
Картер и крышки
На картере не должно быть трещин, на поверхности расточек под подшипниками – износа или повреждений.
На поверхности сопряжения с картером сцепления, крышкой механизма переключения передач и крышкой заднего подшипника вторичного вала не должно быть повреждений, которые могут стать причиной расхождения осей и недостаточной герметичности, а значит, утечки масла.
При обнаружении этих повреждений уберите неровности напильником. Если детали значительно повреждены или изношены, замените их новыми.
Сальники
Проверьте сальники и убедитесь в отсутствии повреждений, износа и неровностей на их рабочих кромках. При обнаружении даже незначительного дефекта сальники замените новыми.
Валы
На рабочих поверхностях и шлицах вторичного вала не допускаются повреждения и чрезмерный износ. Фланец эластичной муфты должен свободно без заеданий скользить на шлицах. На поверхностях качения роликов на переднем конце промежуточного вала, на переднем конце вторичного вала и под шестернями не должно быть шероховатостей и задиров.
Проверьте биение вторичного и первичного валов, проворачивая их вручную. Проверьте поверхности качения роликов в проточке первичного вала. Проверьте промежуточный вал. При обнаружении выкрашивания или чрезмерного износа зубьев замените промежуточный вал.
Поверхность оси промежуточной шестерни заднего хода должна быть без следов заедания. Незначительные неровности на поверхностях можно устранить мелкозернистой шкуркой.
Деформированные валы можно выправить на небольшом прессе, если деформация незначительна и будут приняты все меры, чтобы не повредить рабочие поверхности. В противном случае замените вал новым.
Шестерни
На шестернях не допускаются повреждения или чрезмерный износ зубьев. Особое внимание  обратите на состояние торцов зубьев венцов. Пятно контакта между зубьями шестерен в зацеплении должно распространяться на всю рабочую поверхность, которая должна быть без следов износа. Проверьте зазор зацепления между шестернями, монтажная величина которого должна быть 0,1 мм; предельно допустимый зазор 0,2 мм. Монтажный осевой зазор между буртиком вторичного вала и шестернями третьей и пятой передач должен быть 0,05–0,1 мм, предельно допустимый зазор 0,15 мм. При износе больше допустимого шестерни замените новыми.
Подшипники
Шариковые или роликовые подшипники должны быть в безукоризненном состоянии, их осевой зазор не должен превышать 0,5 мм, а радиальный – 0,05 мм. Прижав пальцами внутреннее кольцо к наружному, проворачивайте одно из них в обоих направлениях, качение при этом должно быть плавным, без заеданий. На поверхности сепараторов, роликов и беговых дорожек колец подшипников не допускаются повреждения. Дефектные подшипники замените новыми.
Штоки и вилки
Деформация на вилках переключения передач не допускается. Штоки должны свободно скользить без значительного зазора в отверстиях крышки.
Проверьте состояние толкателей штоков, пружин и шариков фиксаторов, при обнаружении следов заедания замените их, а также потерявшие упругость пружины фиксаторов.
Синхронизаторы
Проверьте, нет ли следов заеданий на ступицах и скользящих муфтах синхронизаторов, особенно на поверхностях скольжения муфт. Особое внимание обратите на состояние торцов зубьев муфт. Не допускается чрезмерный износ поверхности блокирующих колец. Возможные неровности, препятствующие свободному перемещению деталей, можно устранить бархатным напильником. На деталях недопустимы забоины и трещины. Изношенные детали замените новыми.
Сборка коробки передач
1. Очистите и промойте детали коробки передач.
2. Напрессуйте на передний конец первичного вала подшипник 56 (см. рис. 3.26) и установите стопорное кольцо.
3. С помощью щипцов установите стопорное кольцо 58 подшипника.
4. Установите на передний конец вторичного вала шестерню 14 пятой передачи, стопорное кольцо пятой передачи, блокирующее кольцо, ступицу 12 синхронизатора пятой передачи с разрезным пружинным кольцом в сборе, стопорное кольцо. При сборке вторичного вала смазывайте посадочные места вала и деталей трансмиссионным маслом.
5. Установите скользящую муфту 13 синхронизатора пятой передачи.
6. Установите шестерню 11 третьей передачи, стопорное кольцо, блокирующее кольцо 9 третьей и четвертой передач, ступицу 10 синхронизатора третьей и четвертой передач с пружинными кольцами в сборе (отогнутые концы колец должны быть направлены в сторону шестерни соответствующей передачи), стопорное кольцо и скользящую муфту 51 синхронизатора третьей и четвертой передач.
7. Установите на задний конец вторичного вала подшипник 16 шестерни второй передачи, стопорное кольцо ступицы синхронизатора, шестерню 15 второй передачи, блокирующее кольцо 17 второй передачи, шпонку 23, синхронизатор первой и второй передач с пружинными разрезными кольцами в сборе (отогнутые концы колец должны быть направлены в сторону шестерни соответствующей передачи), шестерню 18 заднего хода, стопорное кольцо ступицы синхронизатора первой и второй передач, подшипник шестерни первой передачи, блокирующее кольцо первой передачи, шестерню 19 первой передачи, упорную шайбу 20.
8. Введите промежуточный вал 49 в отверстия для подшипников через верхнюю полость картера и положите его на шейки под подшипники.
9. Установите рычаг 3 включения заднего хода с сухарем 2 в сборе на запрессованную в картере ось.
10. Установите промежуточную шестерню 45 заднего хода с подшипником в сборе на ось 48 промежуточной шестерни, запрессовав последнюю в картер коробки передач в сборе со стопорным шариком 42.
11. Введите вторичный вал задним концом в отверстие картера коробки передач под задний подшипник вторичного вала.
12. Смажьте подшипник 57 консистентной смазкой и установите его в расточку первичного вала.
13. Установите первичный вал с подшипником в сборе в отверстие картера коробки передач.
14. Установите передний конец вторичного вала в подшипник на первичном валу и с помощью оправки напрессуйте задний подшипник 21 вторичного вала со стопорным кольцом в сборе на задний конец вала и в картер коробки передач.
15. Поднимите промежуточный вал за центрирующие отверстия с помощью оправок, напрессуйте передний роликовый подшипник 55 в сборе со стопорным кольцом и задний подшипник 41 промежуточного вала в сборе со стопорным кольцом и закрепите болтами с упорными шайбами оба подшипника на промежуточном валу.
16. Установите картер сцепления с сальником, пружинным кольцом в сборе и с прокладкой, закрепите его болтами.
17. Установите на вторичный вал распорную втулку 25.
18. Установите ведущую шестерню 26 привода спидометра со стопорным шариком 28.
19. Установите и закрепите гайками крышку 43 заднего подшипника вторичного вала с манжетой 27 вторичного вала в сборе.
20. Установите фланец 35 эластичной муфты на шлицы вторичного вала, стопорную шайбу 34, затем заверните гайку 29 и застопорите ее, загнув стопорную шайбу.
21. Установите на вторичный вал уплотнитель 33 центрирующего кольца эластичной муфты, центрирующее 32 и стопорное 31 кольца.
22. Смажьте детали механизма переключения передач жидким трансмиссионным маслом, пазы головок переключения – коллоидно-графитовым препаратом или солидолом.
23. Соберите головку 40 (см. рис. 3.27) штока первой и второй передач.
24. Установите в головку пружину и стопорный штифт.
25. Вставьте шток 38 первой и второй передач в крышку, установите головку и вилку включения 27 первой и второй передач и закрепите их на штоке, завернув стопорные болты 25 с пружинными шайбами 24.
26. Вставьте шарик 2 и пружину 3 фиксатора штока включения первой и второй передач, заверните пробку 4, установите шток в нейтральное положение.
27. Вставьте шток 43 третьей и четвертой передач с пальцем блокировочного устройства в сборе в крышку, следя за тем, чтобы шарик и палец не выпали из своих гнезд.
28. Установите головку 44 и вилку 57 включения третьей и четвертой передач и закрепите их на штоке, завернув стопорные болты.
29. Вставьте шарик и пружину фиксатора штока включения третьей и четвертой передач, заверните пробку и установите шток в нейтральное положение.
30. Установите шток 45, блокировочное устройство, головку 46, вилку 56, фиксатор пятой передачи аналогично штоку третьей и четвертой передач.
31. Установите шарик 2 блокировочного устройства штока 50 включения заднего хода, вставьте шток включения передач заднего хода в крышку, следя за тем, чтобы блокировочный шарик не выпал из гнезда в крышке.
32. Установите головку 47 и вилку 51 включения заднего хода и закрепите их на штоке, завернув стопорные болты с пружинными шайбами.
33. Вставите шарик и пружину фиксатора штока, заверните пробку и установите шток в нейтральное положение.
34. Вверните выключатель 58 света заднего хода.
35. Вверните пробки 41 в заднюю стенку крышки, смазав их предварительно герметиком.
36. Установите защитную крышку 53 механизма переключения передач с прокладкой 52 и закрепите винтами 54 с пружинными шайбами 55.
37. Соберите рычаг переключения передач, шаровую опору 9 смажьте консистентной смазкой, вставьте рычаг 8, установите сверху сферическую шайбу 10, пружину 17, опорную шайбу 16 и стопорное кольцо 11.
38. На верхнюю крышку установите прокладку, направляющую чашку 6, прокладку 5 шаровой опоры, прокладку под фланец 12 крепления чехла.
39. К рычагу переключения передач подсоедините оттяжную пружину 22.
40. Установите в крышку рычаг, через боковое окно в крышке вытяните оттяжную пружину с помощью крючка или петли и подсоедините к ней скобу 21.
41. Установите фланец 12 изолирующего чехла и закрепите рычаг гайками 14 с шайбами 13.
42. Наденьте чехол 15 рычага на фланец чехла и установите изолирующий чехол 19.
43. Установите прокладку 59 верхней крышки.
44. Установите механизм переключения передач в коробку, проверив правильность установки вилок в муфты переключения передач, и закрепите механизм с помощью болтов.
45. Установите редуктор 4 (см. рис. 3.26) спидометра, закрепите его болтом 5.
46. Залейте масло в картер коробки передач до контрольного отверстия и заверните пробку.

Особенности конструкции коробки передач ВАЗ

Коробка передач
Рис. 3.28. Коробка передач: 1 – первичный вал; 2 – передняя крышка с направляющей втулкой; 3 – сальник первичного вала; 4 – пружинная шайба; 5 – установочное кольцо подшипника; 6 – картер коробки передач; 7 – сапун; 8 – игольчатый подшипник вторичного вала; 9 – упорная шайба пружины синхронизатора; 10 – зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 11 – скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 12 – ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 13 – стопорное кольцо синхронизатора; 14 – блокирующее кольцо синхронизатора; 15 – пружина синхронизатора; 16 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 17 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора II передачи; 18 – вторичный вал; 19 – шестерня и зубчатый венец синхронизатора I передачи; 20 – втулка шестерни I передачи; 21 – промежуточный подшипник вторичного вала; 22 – стопорная пластина промежуточного подшипника;  23 – фланец; 24 – защитный чехол; 25 – пружина; 26 – рычаг переключения передач; 27 – стержень рычага переключения передач; 28 – упругая подушка демпфера; 29 – резиновая втулка демпфера; 30 – распорная втулка демпфера; 31 – запорная втулка демпфера; 32 – манжета; 33 – сферическая шайба; 34 – шаровая опора рычага; 35 – корпус рычага переключения передач; 36 – направляющая пластина; 37 – фланец эластичной муфты карданной передачи; 38 – гайка; 39 – уплотнитель центрирующего кольца; 40 – центрирующее кольцо; 41 – стопорное кольцо; 42 – сальник заднего подшипника вторичного вала; 43 – задний подшипник вторичного вала; 44 – распорная втулка; 45 – маслоотражательная шайба; 46 – блок шестерен V передачи и заднего хода;
47 – ступица синхронизатора V передачи; 48 – промежуточная шестерня заднего хода; 49 – задний подшипник промежуточного вала; 50 – шестерня I передачи промежуточного вала; 51 – скользящая муфта синхронизатора I и II передач; 52 – шестерня II передачи промежуточного вала; 53 – шестерня III передачи промежуточного вала; 54 – пробка наливного и контрольного отверстия; 55 – промежуточный вал; 56 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 57 – передний подшипник промежуточного вала; 58 – зажимная шайба подшипника промежуточного вала; 59 – болт зажимной шайбы; 60 – шестерня постоянного зацепления первичного вала; 61 – задний подшипник первичного вала; 62 – стопорное кольцо


Пятиступенчатая коробка передач состоит из трех валов: первичного 1 (рис. 3.28), промежуточного 55 и вторичного 18 с шестернями и синхронизаторами; оси с промежуточной шестерней 48 заднего хода и механизма переключения передач. Валы и шестерни коробки передач размещены в литом алюминиевом картере 6 и в задней крышке.
Первичный вал 1 вращается  в двух шариковых подшипниках, один из которых расположен в торце коленчатого вала двигателя, другой – в передней стенке картера коробки передач. Задний подшипник 61 удерживается на валу стопорным кольцом 62 и пружинной тарельчатой шайбой, установленной между внутренним кольцом подшипника и стопорным кольцом. В канавке наружного кольца подшипника 61  расположено установочное кольцо 5, которое зажимается между передней стенкой коробки и картером сцепления. Между передней крышкой 2 и наружным кольцом подшипника 61 установлена пружинная тарельчатая шайба 4. Такая фиксация заднего подшипника удерживает вал от осевого перемещения.
На передней части первичного вала нарезаны шлицы, которыми он соединяется с ведомым диском сцепления. За одно целое с валом 1 изготовлена косозубая шестерня 60, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 56 промежуточного вала. Прямозубый венец 10 синхронизатора четвертой передачи, припаянный медью к первичному валу 1, соединяется с муфтой 11 при  включении 1V  передачи.
Промежуточный вал 55 представляет собой  блок четырех шестерен, который передним концом опирается на двухрядный шариковый подшипник 57, а задним концом – на роликовый подшипник 49.
На шлицах промежуточного вала крепится стяжным болтом блок 46 шестерен  пятой передачи и заднего хода. Задний конец блока опирается на роликовый цилиндрический подшипник, расположенный в гнезде задней крышки.
Вторичный вал 18 вращается в трех роликовых подшипниках. Передний игольчатый подшипник  8 расположен в гнезде первичного вала. Промежуточный подшипник 21 находится в задней  стенке картера коробки передач. Его фиксирует в гнезде стопорная пластина 22, которая  крепится к задней стенке картера винтами. Между пластиной и картером зажато установочное кольцо промежуточного подшипника. Подшипник установлен на валу между втулкой 20 и шестерн

 


Bug report

Время генерации: 0.5458 сек.