ВАЖНО!   Меняйте шины выгодно!

Вид результатов поиска:
Срок поставки:

Руководство по ремонту Chevrolet Niva (Шевроле Нива) 2002+ г.в.

5.3 Коробка передач

5.3. Коробка передач

Особенности конструкции

Коробка передач
Рис. 5.3. Коробка передач: 1 – первичный вал; 2 – муфта выключения сцепления; 3 – передняя крышка с направляющей втулкой; 4 – сальник первичного вала; 5 – картер сцепления; 6 – сапун; 7 – картер коробки передач; 8 – шестерня постоянного зацепления первичного вала; 9 – игольчатый подшипник вторичного вала; 10 – лоток для сбора и стока масла; 11 – синхронизатор III и IV передач; 12 – шестерня III передачи; 13 – шестерня II передачи; 14 – вторичный вал; 15 – синхронизатор I и II передач; 16 – шестерня I передачи; 17 – втулка шестерни I передачи; 18 – промежуточный подшипник вторичного вала; 19 – стопорная пластина промежуточного подшипника; 20 – шестерня заднего хода; 21 – гайка крепления механизма выбора передач; 22 – синхронизатор V передачи; 23 – механизм выбора передач; 24 – шестерня V передачи; 25 – кронштейн крепления опорной пластины; 26 – маслоотражательная шайба; 27 – фланец эластичной муфты карданной передачи; 28 – гайка; 29 – уплотнитель центрирующего кольца; 30 – центрирующее кольцо; 31 – сальник вторичного вала; 32 – задний подшипник вторичного вала; 33 – распорная втулка; 34 – болт блока шестерен; 35 – подшипник блока шестерен; 36 – задняя крышка коробки передач; 37 – блок шестерен V передачи и заднего хода; 38 – задний подшипник промежуточного вала; 39 – шестерня I передачи промежуточного вала; 40 – пробка сливного отверстия; 41 – шестерня II передачи промежуточного вала; 42 – шестерня III передачи промежуточного вала; 43 – нижняя крышка коробки передач; 44 – промежуточный вал; 45 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 46 – передний подшипник промежуточного вала; 47 – зажимная шайба подшипника промежуточного вала; 48 – болт зажимной шайбы; 49 – задний подшипник первичного вала


На автомобиль устанавливают пятиступенчатую коробку передач, имеющую трехвальную схему. Устройство коробки передач показано на рис. 5.3.

Привод управления механизмом переключения передач
Рис. 5.4. Привод управления механизмом переключения передач: 1 – гайка крепления опорной пластины; 2 – тяга привода управления коробкой передач; 3 – прокладка крышки люка; 4 – крышка люка рычага переключения передач; 5 – рукоятка рычага переключения передач; 6 – рычаг переключения пе
редач; 7 – чехол рычага переключения передач; 8 – уплотнительный чехол; 9 – винт крепления крышки
люка; 10 – задняя опора; 11 – корпус рычага переключения передач; 12 – нижний корпус рычага переключения передач; 13 – гайки крепления задней опоры; 14 – шайба задней опоры; 15 – гайка; 16 – кольцо распорное; 17 – стопорное кольцо; 18 – корпус шаровой опоры; 19 – пружина рычага переключения передач; 20 – ползун шаровой опоры; 21 – гайки крепления корпуса шаровой опоры; 22 – защитный чехол; 23 – наконечник тяги; 24 – пластина опорная; 25 – коробка передач


Привод управления механизмом переключения передач состоит из рычага 6 (рис. 5.4) переключения передач, шаровой опоры, тяги 2, наконечника тяги 23.

Замена масла в коробке передач
Согласно сервисной книжке масло в коробке нужно заменять через 45 тыс. км пробега.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Сливать масло рекомендуется в течение 15 мин после поездки, пока оно не остыло и сравнительно жидкое.

Вам потребуются: ключ «на 17», шестигранник «на 12», емкость для слива масла.
1. Подставьте емкость под отверстие для слива масла из картера коробки передач.
2. Для облегчения слива выверните маслозаливную пробку.
3. Выверните сливную пробку и слейте масло.
4. Очистите сливную пробку от загрязнений и металлических частиц и заверните ее на место.
5. При сильно загрязненном слитом масле или наличии механических примесей в нем промойте коробку передач:
- залейте в картер 0,9 л промывочного масла и установите пробку маслозаливного отверстия на место;
- вывесите одно или оба задних колеса, включите I передачу и пустите двигатель на 2-3 мин;
- слейте промывочное масло;
- протрите пробку маслосливного отверстия и установите ее на место.
6. Заправьте с помощью шприца (или показанного на фото приспособления) картер коробки передач свежим маслом. Заливайте масло до уровня маслоналивного отверстия (1,6 л).
7. Установите пробку маслоналивного отверстия на место.

Замена сальника вторичного вала
Постоянное снижение уровня масла в картере коробки передач может быть вызвано потерей герметичности уплотнения вторичного вала коробки передач.
Вам потребуются: ключ «на 30», отвертка, оправка, молоток.
1. Для замены сальника вторичного вала снимите промежуточный вал трансмиссии (см. «Снятие и установка промежуточного вала»).
2. Снимите уплотнитель центрирующего кольца.
3. Отверните гайку крепления фланца эластичной муфты.

ПРИМЕЧАНИЕ
Обратите внимание на центрирующее кольцо. По мере отворачивания гайки вы спрессуете кольцо.

4. Снимите центрирующее кольцо.
5. Снимите стопорную шайбу.
6. Снимите фланец.
7. Поддевая отверткой, извлеките сальник из задней крышки коробки передач.
8. Нанесите герметик на новый сальник.
9. Запрессуйте сальник в заднюю крышку через подходящую оправку.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
При отсутствии подходящей оправки можно использовать для запрессовки старый сальник.

10. Установите все снятые детали и промежуточный вал в порядке, обратном снятию.
11. Проверьте уровень масла в коробке передач и при необходимости долейте (см. «Замена масла в коробке передач»).

Снятие и установка коробки передач
Основные неисправности, для устранения которых необходимо снять коробку передач с автомобиля:
- повышенный (по сравнению с привычным) шум;
- затрудненное переключение передач;
- самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач;
- утечка масла через уплотнения и прокладки.
Кроме того, коробку передач необходимо снимать для замены сцепления, переднего подшипника первичного вала коробки передач, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Работа по снятию и установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода сцепления, ослабление крепления коробки и ее крышек и т.п.).

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», шестигранник «на 12», отвертка, пассатижи.
1. Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник.
2. Отсоедините «минусовый» провод от аккумуляторной батареи.
3. Слейте масло из коробки передач (см. «Замена масла в коробке передач»).
4. Снимите передний карданный вал (см. «Снятие и установка карданной передачи»).
5. Снимите промежуточный вал (см. «Снятие и установка промежуточного вала»).
6. Отсоедините провода от выключателя фонарей заднего хода.
7. Изнутри салона подденьте отверткой и сдвиньте вверх чехол рычага переключения передач.
8. Отверните рукоятку с рычага и снимите ее вместе с чехлом.
9. Отверните гайку крепления опорной пластины механизма переключения передач.
10. Снимите заднюю опору силового агрегата (см. «Замена опор подвески силового агрегата»).
11. Отверните гайку стяжного болта хомута крепления тяги механизма переключения передач.
12. Выверните три болта крепления кронштейна опорной пластины и снимите привод механизма переключения передач.
13. Выверните болты крепления щитка картера сцепления.
14. Выверните два болта крепления рабочего цилиндра сцепления к картеру сцепления и снимите цилиндр, не отсоединяя его от шланга (цилиндр остается висеть на шланге).
15. Выверните три болта крепления стартера (третий болт на фотографии не виден).
16. Снимите стабилизатор поперечной устойчивости (см. «Снятие и установка стабилизатора поперечной устойчивости»).
17. Снимите приемную трубу (см. «Замена приемной трубы»).
18. Выверните четыре болта крепления картера сцепления к двигателю.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Помощник должен придерживать заднюю часть коробки передач.

19. Снимите коробку передач в сборе с картером сцепления.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Не опирайте конец первичного вала на лепестки нажимной пружины сцепления, чтобы не деформировать их.

20. Устанавливайте коробку передач в порядке, обратном снятию.
21. Залейте масло в коробку передач.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Перед установкой коробки передач нанесите тонкий слой смазки ЛСЦ-15 или Литол-24 на шлицевую часть первичного вала.

22. Проверьте и при необходимости отрегулируйте привод управления механизмом переключения передач (см. «Регулировка привода механизма выбора передач»).

Разборка коробки передач
Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях.
1. Повышенный шум в коробке передач:
- износ подшипников;
- износ зубьев шестерен и синхронизаторов;
- осевое перемещение валов.
2. Затрудненное переключение передач:
- износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;
- деформация рычага переключения передач;
- заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;
- загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;
- деформация вилок переключения передач.
3. Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач:
- износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;
- износ блокирующего кольца синхронизатора;
- поломка пружины синхронизатора;
- износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.
4. Пониженный уровень или утечка масла:
- износ сальников первичного и вторичного валов;
- ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;
- ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Перечисленные неисправности могут быть вызваны иными причинами, устранение которых не требует снятия и разборки коробки передач. Поскольку работы по снятию и разборке коробки передач весьма трудоемки, уделите диагностике неисправностей пристальное внимание и убедитесь в безусловной необходимости такого ремонта.

Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 30», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, универсальные съемники.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Слейте масло из картера коробки передач, если вы не сделали этого при снятии ее с автомобиля.

1. Отверните три гайки крепления корпуса механизма выбора передач и...
2. ...снимите механизм.
3. Снимите уплотнитель центрирующего кольца.
4. Удерживая от проворачивания фланец эластичной муфты, отверните гайку крепления фланца. Отворачивая гайку, вы одновременно спрессуете с вторичного вала центрирующее кольцо.
5. Снимите стопорную шайбу.
6. Снимите фланец эластичной муфты.
7. Отверните две гайки крепления кронштейна приемной трубы и...
8. ...снимите кронштейн.
9. Отверните десять гаек крепления нижней крышки к картеру.
10. Подденьте отверткой и снимите крышку и расположенную под ней прокладку.
11. Отверните гайку крепления задней крышки, расположенную с внутренней стороны картера.
12. Отверните снаружи пять гаек крепления задней крышки и...
13. ...сдвиньте заднюю крышку со шпилек картера коробки передач.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Чтобы облегчить снятие крышки,...
...передвиньте шток вперед.

14. Отведя заднюю крышку назад и поворачивая примерно на 30° по часовой стрелке, снимите ее.
15. Снимите внутреннее кольцо подшипника вторичного вала, дистанционную втулку и маслоотражательную шайбу.
16. Снимите подшипник выключения сцепления (см. «Замена подшипника выключения сцепления»).
17. Снимите чехол вилки выключения сцепления с картера, аккуратно поддевая чехол отверткой, и снимите вилку с чехлом, повернув ее на 90°.
18. Отверните семь гаек крепления картера сцепления, снимите пружинные шайбы.
19. Снимите картер сцепления, отсоединив его от коробки передач.
20. Снимите прокладку и...
21. ...пружинную шайбу.
22. Выверните два болта крепления крышки фиксаторов, снимите крышку с болтами и...
23. ...прокладку крышки.
24. Извлеките пружины фиксаторов.
25. Перевернув коробку передач, выньте шарики фиксаторов.

ПРИМЕЧАНИЕ
Так выглядят детали разобранных фиксаторов: 1 - болт с пружинной шайбой (второй не показан); 2 - крышка; 3 - прокладка; 4 - пружины (пружина фиксатора заднего хода - черная); 5 - шарики



26. Выверните болт крепления блока шестерен V передачи, предварительно включив две передачи, чтобы зафиксировать валы от проворачивания.
27. Выверните болт крепления вилки включения V передачи и передачи заднего хода.
28. Потяните на себя шток включения V передачи и передачи заднего хода и выньте его из картера и вилки выключения.
29. Снимите блок шестерен V передачи и заднего хода,...
30. ...вилку включения V передачи и заднего хода,...
31. ...с вторичного вала втулку шестерни V передачи,...
32. ...шестерню, зубчатый венец, блокирующее кольцо и муфту синхронизатора V передачи,...
33. ...ступицу муфты синхронизатора V передачи,...
34. ...промежуточную шестерню заднего хода и...
35. ...шестерню заднего хода с вторичного вала.
36. Выпрессуйте задний подшипник промежуточного вала легкими ударами по наружному кольцу.
37. Снимите дистанционную втулку с вторичного вала,...
38. ...наружное кольцо заднего подшипника с роликами и...
39. ...внутреннее кольцо заднего подшипника.
40. Разожмите стопорное кольцо переднего подшипника промежуточного вала и снимите его.
41. Выверните болт крепления переднего подшипника промежуточного вала, включив одновременно две передачи (I и IV).
42. Снимите болт с пружинной и зажимной шайбами.
43. Установите отвертку между наружным кольцом подшипника и шестерней вала и, действуя как рычагом,...
44. ...выпрессуйте наружное кольцо подшипника с шариками и передним внутренним кольцом.
45. Спрессуйте заднее внутреннее кольцо подшипника, аккуратно действуя отверткой как рычагом.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Пометьте внутренние кольца переднего подшипника промежуточного вала, чтобы при сборке установить их на прежние места.

46. Выньте промежуточный вал из картера.
47. Переверните коробку передач и...
48. ...выньте блокировочный сухарь штока включения III и IV передач.
49. Выдвиньте шток включения III и IV передач так, чтобы можно было...
50. ...вынуть (отверткой) из него промежуточный блокировочный сухарь.
51. Снимите промежуточный блокировочный сухарь.

      
ПРИМЕЧАНИЕ
Так выглядят блокировочные сухари: 1 - штока включения I и II передач («длинный»); 2 - штока включения III и IV передач («короткий»).



52. Снимите шток включения III и IV передач и...
53. ...вилку включения III и IV передач.
54. Выверните болт крепления вилки включения I и II передач.
55. Выньте шток включения I и II передач из картера.
56. Переверните коробку передач и...
57. ...выньте блокировочный сухарь штока включения I и II передач.
58. Снимите вилку включения I и II передач,...
59. ...первичный вал в сборе и...
60. ...игольчатый подшипник.
61. Ослабьте затяжку трех винтов крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала и оси промежуточной шестерни заднего хода ударной отверткой.
62. Выверните винты.
63. Разверните стопорную пластину так, чтобы вывести ее из паза оси промежуточной шестерни заднего хода.
64. Снимите ось промежуточной шестерни заднего хода.
65. Снимите стопорную пластину.
66. Разожмите стопорное кольцо промежуточного подшипника вторичного вала и снимите его.
67. Выньте шпонку из паза вторичного вала.
68. Снимите промежуточный подшипник с вторичного вала, действуя отверткой как рычагом.
69. Подайте вторичный вал назад и выньте его из картера передним концом вверх.
70. Выпрессуйте задний подшипник вторичного вала из задней крышки коробки передач легкими ударами молотка по наружному кольцу подшипника.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не потеряйте дистанционное кольцо, которое установлено между подшипником и сальником.



71. Извлеките сальник заднего подшипника вторичного вала из задней крышки коробки передач.
72. Установите блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски и спрессуйте подшипник c помощью большой отвертки, прилагая усилие к его внутреннему кольцу.

Разборка и сборка первичного вала
Вам потребуются: съемник стопорных колец, отвертка, молоток.
Так выглядит первичный вал в сборе (стрелкой указано место закрепления в тисках при разборке): 1 - первичный вал; 2 - стопорное кольцо; 3 - подшипник; 4 - блокирующее кольцо синхронизатора; 5 - стопорное кольцо; 6 - игольчатый подшипник переднего конца вторичного вала.
1. Ус

 

Время генерации: 0.5203 сек.